В Волгограде идет «рекламная война» между компанией «Плаза
АвтоДар», антимонопольным ведомством и ГИБДД. Причиной конфликта стали щиты
наружной рекламы со словами «Купил права? Купи машину!», которые расположились
рядом с постом госавтоинспекции. Региональное УФАС признало рекламу
ненадлежащей и недобросовестной, с чем согласны и в ГИБДД. Но в автосалоне
заявляют, что обидеть никого не хотели, а «кошмарить бизнес» запретил премьер.
В региональном УФАС готовится окончательное решение комиссии,
которая 18 июля огласила резюлятивную часть — реклама признана «ненадлежащей, а
именно — недобросовестной». Вчера генеральный директор ООО «Плаза АвтоДар»
Андрей Свириденко сообщил „Ъ", что компания намерена обжаловать вердикт
антимонопольщиков в арбитражном суде.
Щит с изображением длинноногих блондинок в фуражках, с
наручниками и большим милицейским жезлом в руках, появился на пересечении улиц
Елецкой и Череповецкой, неподалеку от поста ГИБДД, еще в прошлом году. Призыв
блондинок «Купил права? Купи машину!» трудно было не заметить притормаживающим
близ поста автолюбителям и транзитному транспорту. Осенью в УФАС поступили
жалобы двух частных лиц, заявление ГИБДД и письмо вышестоящего руководства —
ГУВД региона. Все они просили разобраться с билбордом, который, по их мнению,
имел дискредитирующий характер. Вскоре после начала разбирательства компания
демонтировала два своих щита с аналогичной рекламой. Но избежать вердикта
комиссии УФАС это уже не помогло. Основываясь на результатах лингвистической экспертизы,
комиссия сделала вывод, что фраза «порочит деловую репутацию представителей
ГИБДД как субъектов профессиональной и общественной деятельности». Вчера
представитель ведомства Елена Алимова пояснила, что нарушителям Закона о
рекламе грозят санкции от 100 тыс. рублей.
Владельцы автосалона с решением категорически не согласны.
Место установки билборда близ поста ГИБДД они объясняют тем, что неподалеку
дорога поворачивает в сторону автосалона. «Мы не хотели обидеть нашу доблестную
милицию, не намекаем на коррупцию и вообще не ожидали такого резонанса», —
рассказал вчера гендиректор автосалона Андрей Свириденко. «Ну, а кто уж что
подумал… Мы не можем отвечать за то, что у людей в головах», — заметил
гендиректор автосалона.
Компания выдвигает в свою защиту несколько аргументов:
«Купил права?» — это не утверждение, а лишь вопрос; он имеет «метафорическую
форму» и не навязывает «кому-либо качеств и квалификаций». В автосалоне также
считают, что «покупку» прав можно трактовать как уплату государственных налогов
и сборов. Наконец, в самом водительском удостоверении нет даже и намека на
слово «права». Предприниматели подумывали даже написать письмо президенту
страны с просьбой прислать «компетентную комиссию», но не написали.
Начальник отдела дорожной инспекции областного управления
ГИБДД Александр Лепехин подтвердил „Ъ", что инициатива заявления принадлежала и
сотрудникам ГИБДД, которые приняли участие в работе комиссии в качестве
заинтересованных лиц. «Резонанс был, нам многие звонили», — рассказал он. Представители
ГИБДД в ходе разбирательства в УФАС разъяснили, что права не покупаются, а
получаются посредством сдачи квалификационного экзамена, уплаты госпошлины и
т.д. В УФАС же отметили, что решение основано на результатах лингвистической
экспертизы. «Эксперты пришли к выводу, что текст имеет смысл «заплатил за
получение прав ГИБДД — купи машину» и считают, что это порочит деловую
репутацию. Купить — значит, «приобрести за деньги». Эксперты считают, что это
«констатация возможности и обыденности, повседневной практики приобретения
водительских прав за денежное вознаграждение», — пояснила Елена Алимова.
В ГИБДД вчера отметили, что различных нареканий к наружной
рекламе много. В известных волгоградских PR-агентствах, занимающихся
разработкой билбордов, вчера предпочли воздержаться от комментариев на эту
тему. В антимонопольном же ведомстве, которое должно следить за соблюдением
Закона о рекламе, отмечают, что препятствием для такого рода дел являются
финансы: экспертизы, как правило, платные, и подвергнуть им весь массив
контента — проблематично. Муниципалитеты же по закону за содержанием рекламы
приглядывать не обязаны, что подтвердили вчера и в профильном департаменте
мэрии Волгограда.
«Цензура не нужна, но
все-таки кто-то должен приглядывать за содержанием распространяемой информации
и подсказывать, если кто-то переходит грань, — считает председатель комитета
облдумы Наталья Латышевская. — Увы, уровень образованности и культуры падает
катастрофически, и люди становятся всеядными — их не корябают хамство и скабрезность.
Наверное, одной из функций государства и должна быть забота о нравственности».
Елена Завьялова
29.07.2011
http://www.kommersant.ru
|