Для начала хотелось бы
заметить, что в ныне существующей литературе по рекламе, мифами
называются некие имиджи, создаваемые рекламой для каких-либо брендов.
То есть, в большинстве случаев имеются в виду мифы, которые
создает непосредственно сама реклама. Но здесь есть еще один аспект,
которому, как мне кажется, не уделяется должного внимания. Это,
так называемые потребительские, или человеческие мифы, которые
способны серьезно влиять на восприятие информации потребителем, а,
следовательно, играют в рекламе далеко не последнюю роль. Вот
о них, собственно и пойдет речь.
Что такое человеческие мифы? Это
различные установки и убеждения, прочно засевшие в сознании людей.
Другими словами, это то, что мы сами себе придумываем (либо нам это
вдалбливается в голову еще в детстве), а потом в это свято
верим. Некоторые из мифов могут меняться со временем, подвергаясь
влиянию моды, либо по каким-то другим причинам. Другие же остаются такими,
как есть, и, скорее всего, ничего уже с этим не поделаешь —
такова человеческая психология. Вот несколько примеров самых распространенных
мифов:
- самый
лучший политик — это честный политик;
- богатые
люди — счастливые люди;
- качественный
товар — дорогой товар;
- и т.д.
Ломать существующие установки можно,
но сложно. Для этого нужно тонко и очень грамотно воздействовать
на потребителя в течение довольно долгого времени. Это уже стихия
Public Relations, и то, PR чаще используется для коррекции
общественного мнения, а не радикального его перелома. Что касается
непосредственно рекламы, то в большинстве случаев не стоит «плевать
против ветра». Проще и эффективнее использовать человеческие мифы
в своих целях.
«Галина
Бланка, буль-буль, буль-буль» — вот она — простая и эффективная
формула семейного счастья и благополучия, круто замешанного
на курином бульоне. Еще бы, ведь стоит только забросить этот
расчудесный маленький желтый кубик в кастрюльку с супом, и обед
перестает быть поводом для скандала, а муж, уплетающий за обе щеки
«супчик дня» смотрит на свою супругу с бесконечной любовью
и благодарностью. Это яркий пример использования в рекламе очень
распространенного мифа: «умение хорошо готовить — залог семейного
счастья». Кстати реклама большинства пищевых продуктов его эксплуатирует.
Для того чтобы потребительские мифы
работали на рекламу, нужно определить, какие именно из них
свойственны целевой группе воздействия по отношению к данному
продукту. Или по отношению к сфере жизнедеятельности, с которой
связан этот продукт. Потом нужно вычленить один самый подходящий и уже
на его основе строить рекламную стратегию. У каждой социальной группы
существуют свои мифы (у студентов — одни, у пенсионеров —
другие). Поэтому очень важно правильно определить целевую группу
и соответствующие ей убеждения (чтобы не говорить пенсионерам:
«Не тормози! Сникерсни!»). Возьмем, к примеру, рекламу косметики.
Целевая аудитория — молодые женщины, в основном — незамужние.
Какой миф, прочно засевший в головах дамочек, мы можем использовать
применительно к нашему продукту? Скорее всего: «Красота — залог
удачной личной жизни». Отсюда уже можно отталкиваться при разработке
рекламной стратегии.
В общем, мифов
в потребительских головах предостаточно. Самое главное —
не пренебрегать ими, а заставлять работать в нужном направлении.
Человеческая психология — вещь довольно сложная и зачастую очень
непонятная, а стереотипы, убеждения и установки, объединенные общим
названием — мифы, являются в этом бушующем море относительно
устойчивыми островками, на которые можно опираться, воздействуя
на потребителя.
Источник: http://advertising.mysrt.ru |