Люди, регулярно смотрящие телевизор,
как правило, терпеть не могут рекламу, вечно прерывающую их любимые передачи и
сериалы. Те же, кто смотрит телевизор достаточно редко, наоборот, зачастую
относятся к рекламным роликам с интересом. Одни считают себя легче внушаемыми,
другие, напротив, утверждают, что их очень непросто в чем-либо убедить. Однако
в той или иной мере реклама воздействует на нас всех. Аспекты и причины ее
эффективности активно изучаются как самими «рекламщиками», так и
представителями различных гуманитарных наук, среди которых существует позиция,
с которой реклама трактуется как проявление мифологической формы сознания в
современном мире.
Хотя широкое распространение рекламы
и потребность в целой рекламной индустрии возникает только с переходом к
постиндустриальному обществу, когда рынок оказывается переполнен товарами, по
своим свойствам практически друг от друга не отличимыми, само явление рекламы
весьма древнее. Первое появление ее прообраза можно датировать I тысячелетием
до нашей эры. Именно к этому времени относится высеченная на камне надпись,
найденная на развалинах древнеегипетского города Мемфиса, гласящая: «Я, Рино, с
острова Крит, по воле богов толкую сновидения». Среди других древних рекламных
объявлений - тысячи граффити, обнаруженных на стенах Помпеи и
законсервированных вулканическими лавой и пеплом. В средние века над созданием
рекламных табличек трудились уже лучшие граверы, скульпторы и художники. Первые
из дошедших сведений о живописных вывесках относятся к XII веку, а к середине
XIX века вывески и вовсе становятся украшением улиц.
Как и в минувшие века, в наши дни
большая часть рекламы – визуальная. Как это ни парадоксально, но в современном
мире письменность утрачивает свои позиции главного средства передачи
информации, а место ее занимают иконографические и аудиальные – т.е.
воспринимаемые зрительно или на слух образы, в точности как это было в
древнейшие времена, когда господствовало именно мифологическое сознание.
Массовая культура становится фактически индустрией по производству мифов.
Хотя природа человеческих
потребностей сложна, а количество их теоретически безгранично, основная и
наиболее общая потребность, создаваемая рекламой, – это стремление к улучшению
образа жизни. Реклама создает в общественном сознании идеальную и вполне
мифологическую модель существования, к которой стоит стремиться. И таким
образом она выполняет одну из главных функций мифа – упорядочение социума,
превращение хаоса в космос, говоря мифологическим языком. Реклама внедряет
определенную систему ценностей, формирующих социальную иерархию, разделяя
главное и второстепенное, важное и несущественное, высшее и низшее.
Один из наиболее распространенных
современных мифов, преподносимых рекламой, – это модель счастливой семьи,
состоящей из молодых здоровых преуспевающих супругов и, как правило, двух
жизнерадостных, обычно разнополых, детей. Именно такая семья предстает на
экранах, рекламных щитах и плакатах в качестве потребителя самых различных
товаров. Эффект подобной рекламы рассчитан на вполне естественное стремление к
подражанию ее героям. Одновременно одиночество, как таковое, в системе
пропагандируемых масс-медиа ценностей относится к разряду чего-то низшего.
Показывая в силу сюжета единственного героя рекламы, создатели при этом
стремятся подчеркнуть, что он потенциально не одинок. Самый простой пример тому
– обручальное кольцо на пальце, недвусмысленно намекающее на причастность
персонажа к социальному идеалу, что, как следствие, призвано повысить значимость
самого рекламируемого продукта.
Обладание дорогим автомобилем –
другая немаловажная составляющая идеальной модели жизни. Для подавляющего
большинства автомобиль имеет социальное и психологическое значение, как символ
общественного положения владельца. Существуют социологические исследования,
утверждающие, что только часть покупателей действительно интересуется
техническими характеристиками машин. Напротив, предполагается даже возможность
установить связь между маркой машины и наиболее ей соответствующей личной и
общественной характеристикой потенциального покупателя, о котором заранее можно
бы было сказать, какие он курит сигареты, какой потребляет крем для бритья,
какой бритвой бреется и какой ручкой пишет. Все это – лишь доказательства
присущего мифологическому мышлению стремления идентифицировать себя с героем
мифа, встроиться в созданную мифом модель жизни и систему ценностей. В случае с
рекламой, таким образом, идентификация становится побудительным мотивом к
покупке.
Есть все основания считать современную
рекламу тесно связанной с первобытными формами религиозных верований. Так
тотемизм (вера в единство социальной группы, обусловленное общностью предка, в
качестве которого выступает то или иное животное), например, усматривается в
основе процедуры позиционирования – выделения социального слоя, специально для
которого создаются социальные мифы. Эти мифы воплощаются в определенных вещах и
товарах, становясь эмблемами некоторого сообщества, так что обладание вещью,
являющейся эмблемой «племени», согласно мифологическому принципу равенства
части и целого, означает принадлежность к этому социальному сообществу.
Наиболее ярко это проявлено как раз в случае с рекламой автомобилей. Эмблемы
порой вырастают до статуса фетишей – вещей, за которыми стоит особая сила. В
рекламе проявляется также в некоторой упрощенной форме и анимизм (вера в
одушевленность всего в мире), когда героями ее становятся особые, нередко даже
не антропоморфные персонажи, представляющие или даже олицетворяющие собой
продукт.
Рекламные символы нередко апеллируют
к архетипам (изначальным врожденным образам, лежащим в основе сновидений,
мифов, сказок представителей самых разных народов), изучением которых был занят
Юнг. Например, мотив мудрого волшебника просматривается в каждой рекламе, где
участвуют известные, уважаемые люди. Другой популярный среди создателей рекламы
мотив – это ребенок (младенец), причем используется он даже в связи с товарами,
не имеющими непосредственного отношения к детям, это становится как бы намеком
на обновляющую силу товаров. Весьма распространена мифологема двойников, где
один из них выступает при этом как культурный герой - мифологический персонаж,
который добывает или впервые создает для людей предметы культуры, обучает их
различным ремеслам. Иллюстрация тому – такие сюжеты, где два персонажа с разным
успехом пытаются достичь одинаковой цели, один – используя рекламируемый
продукт, другой – некоторое безымянное «обычное» средство.
Особое значение для рекламы имеет
магия. Уже сам факт существования рекламы и ее влияния на мир посредством
каждодневных действий покупателей убеждает в ее магической силе. В подтексте
либо в прямом тексте любого рекламного произведения, так или иначе, содержится
обращение к магии, связанное с надеждой (со стороны покупателя) и обещанием (со
стороны производителя) прийти к ожидаемым результатам кратчайшим, не
обязательно рациональным, путем. Эта надежда всегда жила и будет жить в любом
человеке, и рекламе ее остается только подогревать и использовать. Поэтому
товарам зачастую приписываются магические свойства, а само слово «магия»
нередко используется в рекламных слоганах.
Для мифа характерно постоянство его
образов, а устойчивое повторение в рекламе одних и тех же идей и сюжетов
призвано внушить современному человеку уверенность в том, что в сегодняшнем
изменчивом мире есть нечто стабильное, абсолютное. Реклама обращается к
ценностям, разделяемым большинством. Ею широко эксплуатируются чувство любви,
надежды, силы, традиции, самосохранения, стремления к домашнему очагу и т.п.
Так, более предпочтительным и эффективным окажется слоган, предлагающий,
например, не готовые дома за определенную сумму, а «счастливые семьи» за те же
самые деньги. Таким образом, рекламное предложение преобразовывается, становясь
не только обращением к врожденным инстинктам, но и разъяснением, сколь легко
можно удовлетворить возбуждаемые ими желания.
Однако реклама занята не только
созданием потребностей покупателя, но и замещением одними других, например,
взывая к чувству самосохранения, когда реально речь идет всего лишь об утолении
жажды (небезызвестное «Не дай себе засохнуть»). Поскольку реально все мыслимые
потребности не могут быть удовлетворены, на помощь приходит процесс замещения.
В результате реклама создает виртуальные потребности, виртуально же их
удовлетворяя.
Реклама рассчитана на восприятие,
где слиты воедино рациональное осознание информации о товаре, эмоциональная
реакция на него и немедленный посыл к действию. По мнению известного
итальянского писателя и семиотика Умберто Эко, реклама не объясняет, почему
надо вести себя так, а не иначе, а всего лишь «выбрасывает флаг», совершая
действие, на которое полагается отвечать одним-единственным способом, то есть
покупать.
В изначальной своей форме миф
передавался только изустно, а эта передача его основывалась именно на пении или
рифмовке. То есть ни миф, ни современная реклама никогда не были просто
рассказом о чем-нибудь, а подавались значительно «приукрашенными» с помощью
поэтических и риторических средств.
Нередко реклама стремится
использовать элементы устного фольклорного творчества: пословицы и поговорки.
Подобные клишированные конструкции не только отличаются лучшей запоминаемостью,
но одновременно и апеллируют к памяти коллективного бессознательного
(врожденным формам психики и образцам поведения, потенциально присутствующим в
сознании каждого человека). В основном слоганы просто звучат афористично и
сходство их с настоящими пословицами и поговорками только лишь внешнее, но
использование таких архаических мифологических форм в рекламе оказывается куда
как более действенным, чем любое вложенное в них содержание.
Мифологичность рекламных
произведений красноречиво проявляется и в их логике. Так, в очень многих
рекламных роликах практически отсутствует сюжетно-событийный ряд и
причинно-следственные связи. Рациональная логика в рекламе сплошь и рядом
подменяется мистической, идущей от чудесного, волшебного, фантастического.
Таким образом, все результаты действий объясняются «волшебными» свойствами
товара, а все неожиданные поступки персонажей тем, что они его покупают. Так в
соответствии с мифологической логикой волшебные свойства вещи распространяются
на все, с чем эта вещь связана или к чему причастна.
В рекламной истории, как и в мифе,
обычно участвует один герой, рассматривается одна ситуация, одно препятствие.
Это происходит не только по причине ограниченного времени, но и в соответствии
с логикой рекламного задания, совпадающей с мифологической. В рекламе, как и в
мифе, не бывает a priori положительных и отрицательных персонажей.
Положительный герой – это тот, кто использует правильный (рекламируемый)
продукт, отрицательный – тот, кто этого не делает, но, как правило, и его по
ходу развития сюжета удается просветить или переубедить.
В отличие от других видов
информации, традиционная реклама не раскрывает авторства. Для древних мифов было
характерно, что они воспроизводились только теми, кто общался с богами, но и
происхождение самих мифов как бы велось от богов, было темно и туманно. В
современных же масс-медиа практически отсутствует идентификация того, кто
именно воспроизводит рекламный миф. Более важно для мифа, и древнего, и
современного как раз постоянное его воспроизведение. В этом и заключается жизнь
мифа. А следуя за бесконечно повторяющимся ритуалом потребления, реклама сама
приобретает свойство непрерывной повторяемости. Но реклама, как и древний миф,
может быть воспроизведена только в особой ситуации. При воспроизводстве древних
мифов, как правило, делались различия среди слушателей, готовилось особое
пространство для них, но главное – соблюдалось традиционное для определённого
мифа время. Таким особым сочетанием времени и пространства в масс-медиа можно
считать рекламные паузы.
Источник: http://www.skillopedia.ru |