Активный рост интернета, увеличение
количества пользователей в социальных сетях и сервисах порождает волну
разговоров о будущем традиционных медиа. И если вначале под «прицелом» были
печатные СМИ, то теперь все больше вспоминают о ТВ. Каким будет телевидение в
будущем, кто будет его смотреть, и будут ли смотреть - вопросы, на которые
однозначных ответов нет. Для начала - несколько мифов о
потреблении медиа. Миф первый - ТВ с
каждым годом смотрят все меньше и меньше, и этот тренд со временем будет только
усиливаться. В одном из украинских журналов недавно
прочитала статью, автор которой пытался убедить себя и читателей что из-за
дефицита времени и низкого качества украинского телепродукта, все меньше людей
по вечерам сидят перед телевизором. Все ушли в Сеть, там они находят нужную им
информацию, музыку, фильмы, общаются с друзьями, коллегами, смотрят видеоролики
и телевидение со своим консерватизмом, отсутствием выбора и большими рекламными
паузами как канал коммуникации проигрывает интернету. Суждения эти далеки от истины. Если
говорить об Украине, то с 2003 по 2010 год показатели телесмотрения практически
не меняются. Более того, с 2007 года количество времени, проведенного
украинцами у телевизора, увеличилось. И сегодня среднее суточное время
смотрения ТВ по аудитории 4+ составляет 3 часа 29 минут. В Европе и остальном мире ситуация
аналогичная. В Германии, где наиболее высокое телесмотрение среди европейских
стран, ТВ уделяется 5 часов в день и 35 часов в неделю. В США - 4,4 часа в день
и 33 часа в неделю. Во Франции - 3,5 часа в день и 24,5 часа в неделю. В отличие от стран с высоким уровнем
доходов, где нет значительных колебаний, в развивающихся государствах
наблюдается всплеск интереса к ТВ. Связан он с распространением сигнала и
появившейся возможностью купить телевизор. Для сравнения: в 2010-м году
телевидение было доступно примерно половине индийских хозяйств, тогда как в
2001-м году им пользовалась всего лишь треть. В Кении уровень проникновения
телевидения в период с 2005 до 2009 года вырос с 60% до 70% (исследование
Global Media Habits 2010). Аналогичная картина наблюдаются во
многих странах Африки, Азии и Латинской Америки. В результате «телевизации»
развивающихся стран, мировая аудитория ТВ в 2011 году по сравнению с 2010
годом, по прогнозам Deloitte, увеличится на 40 миллионов человек - до 3,7
млрд., а время, проведенное перед голубыми экранами, вырастет по всему миру на
140 миллиардов часов. Миф второй - качество
ТВ-аудитории с каждым годом снижается Многих, в первую очередь
рекламодателей волнует вопрос, кто сидит у телевизоров, если «смотреть там
нечего». Бытует мнение, что все наиболее активные люди предпочитают ТВ другие
медиа, а телевидение смотрят преимущественно люди немобильные и те, у кого
невысокий уровень дохода. О том, что это не совсем так, можно
судить по развитию тематических каналов. Если во второй половине XX века из
специализированных были лишь CNN, BBC и MTV, то сегодня наблюдается бум нишевого
ТВ. В Великобритании сегодня около 600 нишевых каналов, во Франции- около 300 ,
не менее 200 - в Испании. Музыкальные, новостные, спортивные, детские,
автомобильные и другие тематические каналы привлекают миллионные аудитории,
составленную из людей активных, мобильных, самостоятельно ищущих информацию и
интересный для себя информационный продукт. Миф третий - активное
развитие интернета приведет перераспределению бюджетов в пользу Сети. Действительно, темпы роста аудитории
ТВ значительно уступают темпам роста аудитории интернета. О Facebook с его 600
млн. акаунтов не говорит только ленивый. В 2010 году, по данным Международного
союза телекоммуникаций при ООН, численность веб-аудитории преодолела рубеж в 2
млрд. человек. Для сравнения: в 2009 году в Сети было 1,86 млрд. пользователей,
а в 2000 году - около 250 млн. Такая статистика убеждает в том, что интернет -
серьезный игрок на рынке рекламы. Вместе с тем, рекламодатели, в силу
определенных причин (о них ниже), не готовы тратить большую часть своих
бюджетов на интернет и рассматривают его лишь как один из каналов коммуникации
в своей маркетинговой стратегии. Итоги 2010 года в Украине (2,68 млрд. грн. и
280 млн. грн. - объем рекламы на ТВ и интернет) хорошо иллюстрируют реальную
расстановку сил на рекламном рынке. Что меняется, чего
ожидать Очевидно, что мир меняется и
происходит это очень быстро. Большинство изменений связаны с новыми
возможностями распространения и, как следствие, потребления информации. В
сравнении с 1986 годом, сегодня мы ежедневно потребляем в пять раз больше
информации. Капитализация Google, Facebook, Twitter, Apple и то внимание,
которое уделяется этим брендам, подтверждает возросшую роль общения и передачи
информации. Современный человек все больше напоминает Юлия Цезаря. Вот только
если римский император занимался несколькими делами одновременно, то мы
потребляем несколько медиа одновременно. За примером далеко ходить не надо. В
Украине 77% украинских пользователей интернета каждый день смотрят ТВ (данные
Gemius и GfK Ukraine). Во что это выливается? В то, что
аудитория с каждым годом все больше структурируется. В сутках по-прежнему 24
часа и надолго нашего внимания на один ТВ канал или медиа не хватает. В
результате показатель смотрения одной «кнопки» снижается, уменьшается и доля
ранее безоговорочных лидеров (в Украине это «Интер» и «1+1»). Как правильно подметили российские
эксперты, получив возможность смотреть больше каналов, телезритель по-другому
распределяет время между каналами. Цифровизация (а также развитие кабельного
телевидения, и телевизионных технологий в целом) дает больше выбора, и мы этим
не преминули воспользоваться. Если раньше среднестатистический зритель смотрел
6-7 каналов в течение недели, то сейчас значительно больше. Из приведенной диаграммы видно, что
если раньше большая часть населения, в основном, смотрела всего 15 каналов
(«социальный» пакет кабельных операторов, в который входили «Интер», «1+1»,
ТЕТ, «Тонис», «Украина», СТБ, ICTV, К1 и другие), то со временем и расширением
пакетов их доля значительно уменьшилась, уступив место каналам специального
интереса. Это если говорить о
внутрителевизионной конкуренции. Что касается соперничества с интернетом, то
борьба за зрителя и его внимание приводит к тому, что ТВ как медиа начинает
трансформироваться. Как? Вот несколько последних примеров.
Сериал «Анатомия Грей» становится
интерактивным - американский телеканал ABC выпустил бесплатное приложение для
iPad, которое позволяет смотреть сериал в интерактивном режиме. Творцы американской документальной
драмы Operation Repo предлагают зрителям выпустить полнометражный эпизод для
Facebook в случае, если страница сериала до конца сезона наберет 500 тыс.
«лайков». Endemol ведет переговоры с
социальной сетью Foursquare о совместном производстве нового шоу. СТБ запустил проект «X-фактор
Онлайн» и дал возможность пройти отбор на телевизионное шоу, сидя перед
монитором своего компьютера. Другими словами, с появлением
возможности через новое поколение ТВ выходить в интернет, объединение ТВ и
социальных медиа уже не кажется чем-то фантастическим. Телевидение и дальше
будет заимствовать у new media все то новое, что поможет ему оставаться ведущим
каналом коммуникации. А то, что ТВ и дальше будет доминировать, сомнений,
похоже, нет уже никаких.
Серф
Источник: http://www.sostav.ua |