О пользе маркетинговых исследований
сегодня известно всем, кто хотя бы однажды всерьёз задумывался об успешном
развитии своего бизнеса. Чаще всего грамотные топ-менеджеры и руководители
крупных корпораций предпочитают вовремя обезопасить себя и своё дело, оставив
для менее ответственных вопросов «предпринимательскую интуицию» и доверившись хорошо
проверенной информации. Проведение маркетинговых
исследований – самый верный путь получения практических знаний о среде, в
которой существует бренд. На информации, «выплывшей» в ходе таких исследований,
основываются важнейшие управленческие решения, благодаря которым компания
впоследствии и занимает выгодные позиции на рынке товаров и услуг. Однако, как и любое другое
ответственное дело, исследования имеют свои риски, избежать которых возможно,
соблюдая всего три простых правила. Правило № 1.
Правильный выбор подрядчика Доверяя проведение маркетинговых
исследований специализированному агентству, следует непременно убедиться в
наличии у него необходимого опыта. Собственный исследовательский отдел
у брендинговой компании – это большой плюс, свидетельствующий о ее солидности и
надёжности, а также являющийся одним из ее главных конкурентных преимуществ.
Если такой отдел находится внутри компании-разработчика, то при работе над
комплексным проектом по созданию или ребрендингу торговой марки возникает
эффект синергии. Профессиональный контакт разработчиков бренда, дизайнерской
группы с исследователями и аналитиками существенно влияет на эффективность
работ по созданию бренда, позволяя получать максимально выгодные решения для
брендов. Важен также большой
практический опыт модератора и интерпретатора-аналитика, который поможет
правильно «расшифровать» результаты исследований, выудив из них не только
очевидную информацию, а и детально разобравшись в том, о чём, возможно, умолчал
потребитель. Правило № 2. Определение географии
Маркетинговые исследования должны
соответствовать масштабности бренда и географии его распространения. К примеру,
для того, чтобы получить данные о крупной национальной торговой марке,
исследования нужно проводить как минимум в трёх региональных центрах, население
которых составляет не менее 500 000 жителей. Что же касается торговых марок
международного уровня, то их обычно тестируют во всех странах, в которых
присутствует бренд. Естественно, что стоимость
исследований в этом случае будет напрямую зависеть от количества респондентов,
принявших в них участие. Правило № 3. Верная постановка цели
исследования
Как показывает опыт крупных
международных брендов, маркетинговые исследования полезны, эффективны,
возможно, даже необходимы, но, увы, они - не всесильны. Так, например, разрабатывая
креативную концепцию будущего бренда или выбирая имя для новой торговой марки,
стоит всё же в большей мере полагаться на опыт разработчиков, чем на
результаты, которые можно получить при опросе потребителей. Как правило,
потребители адекватно могут оценивать уже готовые материалы: реальную упаковку,
логотипы и названия, нанесенные на продукцию, пробные партии товара, готовые
видеоролики, печатные материалы и т. д. С помощью такого
тестирования определяют узнаваемость, распознаваемость, запоминаемость,
считывание послания, эмоциональное восприятие, эргономику взаимодействия с
упаковкой, вкусовые качества продукта и т. п. Кроме основных правил, которых
обязательно стоит придерживаться в ходе проведения исследований, существует ещё
и целый ряд подводных камней, о которых следует знать заранее. Эти опасности
могут в себе таить неправильно проведённые исследования. По магической
случайности их тоже три: Опасность № 1 . Не та целевая группа
Важнейшим этапом исследования
является сегментирование потребителей и вычленение адекватных целевых групп,
особенно если речь идет о выводе на рынок принципиально нового продукта или
услуги. Как правило, для получения каких-либо данных о потенциальном потребителе,
агентство сначала всегда должно определить его психологический и социальный
портрет. Подобное определение, в свою очередь, делится на несколько важных
этапов: - определение
процента людей, потребляющих продукт в демографическом разрезе (пол, возраст,
доход).
- определение
частоты потребления внутри группы, использующей продукт.
Кроме того, следует помнить: помимо
социально-демографических показателей, всегда очень важно знать стиль жизни и
привычки целевой аудитории бренда. Например, как именно предпочитает проводить
своё свободное время потенциальный потребитель. Любит он спорт и активный образ
жизни или предпочитает читать дома газеты? Ведь именно эти данные в дальнейшем
будут способствовать эффективному продвижению торговой марки на рынок товаров и
услуг. Немаловажным является и формирование
репрезентативной выборки. Только при наличии репрезентативной выборки можно
сделать статистически достоверные выводы о том целевом сегменте, из которого
были собраны данные. Однако в некоторых случаях территориально разделенный
рынок может казаться на первый взгляд принципиально тем же, но фазы процессов,
которые на нем проходят, могут существенно различаться. Как следствие,
неправильно сформированная выборка может принадлежать к другой фазе и быть
репрезентативна только для нее, но не для рынка в целом. Показания, полученные в ходе
исследований с задействованием неверно составленной выборки, не только
окончательно запутают компанию-производителя о ее продукте, но и дадут ложное
представление о марках-конкурентах и рыночной ситуации в целом. Опасность № 2. Просроченный срок
годности маркетинговых исследований Как и любая информация в этом мире,
данные, полученные в ходе маркетинговых исследований, имеют свой срок годности.
Если в некоторых отраслях производители могут позволить себе роскошь проводить
исследования не чаще одного раза в течение 2 – 4 лет, то есть и такие рыночные
ниши, исследования которых следует проводить не реже, чем один раз в полгода.
Опасность № 3.
Получение бесполезной информации Получение бесполезной информации –
это одна из самых распространённых и на первый взгляд безобидных проблем,
которые могут возникнуть в ходе неверного проведения маркетинговых
исследований. Основная причина, из-за которой клиент может получить абсолютно бесполезные
показатели маркетинговых исследований – «трудности перевода», нередко
возникающие у неопытных исследователей в ходе работы. Дело в том, что далеко не
все агентства способны правильно «расшифровать» полученную информацию, равно
как и не каждый маркетолог сможет её верно интерпретировать и применить на
практике в дальнейшем. Вот и получается, что зачастую множество отчетов по
маркетинговым исследованиям бессмысленно пылятся на полках, напоминая
заказчикам об их пустых тратах. Однако потраченные зря средства
вовсе не главная опасность, которую таят в себе неверные результаты
исследований. Гораздо хуже, если эти данные будут использованы и пагубно
повлияют на дальнейшее развитие всей компании в целом. Неверно выбранный
целевой сегмент, неправильно спланированная рекламная кампания, неадекватное
ценовое позиционирование, неправильная оценка предпочтений потребителей... Даже
малейший неверный шаг, сделанный в бизнесе, может обернуться крахом для довольно
могущественной корпорации. Так что наш вам совет - всегда чтите
главные правила маркетинговых исследований и развивайте свой бизнес только в
успешном направлении!
Серф
Источник: http://www.gbs.com.ua |