Послушай, моя дочь в этом году окончила среднюю школу,
а я слышал, что у вас на заводе есть место в отделе маркетинга.
Помоги ее к вам устроить, она – хорошая девочка.
Из телефонного разговора
Миф первый: давайте
сначала займемся маркетингом, а управлением компанией – потом
Здесь телега ставится впереди
лошади, а именно: нельзя добиться эффективности использования маркетинга в
неэффективно управляемой компании. Иначе говоря, нельзя стать взрослым, минуя
стадию детства и юности. Это – глубокое заблуждение, подобное тому, как в свое
время руководствовались идеей возможности перехода от феодализма к социализму,
минуя стадию капитализма. Мечтать, конечно, не вредно, но мы должны
руководствоваться здравым смыслом. О том, какие принципы управления на практике
должна применять эффективно управляемая компания, было рассказано в статье «О
практике неприменения принципов управления» (см. «Отдел кадров» № 910 за 2002 г.).
Реальность первая: оптимизируйте управление своей компанией.
Если вы всерьез задумались над
внедрением маркетинга в своей компании, то используйте это желание в первую
очередь для изменения к лучшему самой системы управления внутри вашей же
компании. И не нужно здесь изобретать велосипед или пытаться открыть Америку. Иногда
приходится слышать рассуждения наших бизнесменов о том, что у них якобы есть
своя собственная система управления, которая значительно отличается от системы
управления в других организациях. Здесь зачастую внешнюю атрибутику управления
путают с самим управлением как таковым. Не столь важно, есть ли в одной
организации президент и вицепрезиденты, а в другой их нет, а важно, построено
ли управление по эффективным и производительным принципам.
Миф второй:
эффективный маркетинг возможен без анализа собственных продаж
В чужом глазу и соринка видна, а в
собственном и бревно не заметно. Нередко владельцы компаний ставят перед
маркетологами задачу увеличения объема продаж за счет простого расширения
клиентской базы. Эту стратегию называют «старый товар – на новые рынки».
Но ведь ясно, что, не поняв и не осмыслив основных проблем, которые имеются у
компании по первичной стратегии «старый товар – на старые рынки», мы вновь и
вновь будем натыкаться на грабли и вновь и вновь ощущать так называемые удары
судьбы.
Реальность вторая: анализируйте свои продажи
Какие подходы к анализу собственных
продаж можно было бы порекомендовать к применению уже сегодня? Для этого в
вашей компании как минимум должен существовать оперативный управленческий учет
с ежедневным балансом и ежемесячным отчетом о прибылях и убытках. Более того,
он должен быть настроен и вестись так, чтобы можно было проводить ежемесячный
4Ранализ продаж: анализ абсолютной и относительной прибыльности компании по
регионам (например, по областям республики), по рынкам (например, оптовые базы,
магазины, частные предприниматели и т.п.), по товарам (например, мясные,
кондитерские и другие изделия) и по поставщикам (например, по торговым
маркам). Для этого справочник по покупателям должен вестись с обязательным
заполнением полей «регион» и «рынок», а справочник товаров – с обязательным
заполнением полей «товарная группа» и «торговая марка». Следовательно, основной
инструментарий маркетолога – сегментирование (разбивка на группы) и
концентрация внимания на отдельных сегментах (группах). Чтото в стиле –
«разделяй и властвуй!».
Миф третий: «Те, кто
могут, делают. Те, кто не могут, учат»
Не верьте этой поговорке. Чаще всего
так говорят бизнесмены, которые восхищаются своей собственной неповторимостью и
в определенной степени уже остановились в своем развитии. Единственное, что
необходимо при этом помнить: практическому маркетингу у преподавателейтеоретиков
чаще всего научиться невозможно. И это обстоятельство является довольно
серьезной проблемой не только для нашей республики, но и для многих
высокоразвитых стран.
Реальность третья: обучайте своих сотрудников
Какие методы обучения можно сегодня
предложить? Да самые разные: от совместного изучения хорошо написанного
учебника до приглашения в свою компанию практиков с целью проведения ими
обучающих семинаров. При этом важно не забывать о последовательности самого
процесса обучения. Ведь нельзя же, на самом деле, человека вначале обучить
интегральному исчислению, а лишь потом уже только действиям с дробями.
Миф четвертый:
эффективный маркетинг возможен без развития собственной торговой марки
Не верьте ушам своим, если вам будут
пытаться доказывать эффективность использования маркетинга в организации,
которая не имеет своего собственного стиля и торгового знака. Такие компании –
это лишь бабочкиоднодневки.
Реальность четвертая: развивайте и совершенствуйте собственную торговую
марку
Мы живем в перегруженном информацией
обществе, где каждый из нас ежедневно получает так называемый информационный
удар от нескольких сотен рекламных сообщений. Сегодня бренды рождаются, а не
создаются рекламой. Новый брэнд должен быть способен породить волну публикаций
в прессе, серию передач на радио и телевидении, иначе у него нет шанса на
рынке. А наилучший способ производить новости – это породить новую категорию, а
не товар. Без учета этого обстоятельства шансы на выживание у вашего нового
торгового знака невелики.
Миф пятый: внедрение
маркетинга возможно без общего сопротивления сотрудников организации концепции
маркетинга
При внедрении концепция маркетинга
становится почти что политическим процессом, отвергаемым частными интересами
отдельных групп, пытающихся сохранить свое влияние, а вместе с тем, как им
кажется, и собственную власть в компании. Особенно это свойственно организации,
в которой подавляется инициатива, поощряется уступчивость и раболепие. Заметим,
что эта проблема характерна не только для нашей страны, но и для многих
высокоразвитых государств.
Реальность пятая: для преодоления общего сопротивления в управлении
применяйте «метод аккордеона» – «надавить и отпустить, повторить снова»
Некоторым руководителям не хватает
терпения, они отказываются «долго играть на этом инструменте» и прибегают к
радикальному методу – «всех уволить и набрать новых». Такая перетряска
организации без принципиальных изменений методов ее управления по существу
ничего кардинально не меняет. Люди приходят новые, а проблемы остаются старые.
Чтобы меньше создавать самим себе проблем в будущем, приглашая людей на работу,
интересуйтесь не только их профессиональными навыками, но и теми качествами,
которые определяют человека как личность.
Выводы
Компания, ориентированная в своей
деятельности на маркетинг, перестраивает мышление сотрудников из плоскости
доминирования действий и ощущений в плоскость, где доминируют мышление и
анализ.
Поле деятельности маркетолога –
взаимоотношения торговой марки компании с ее потребителями и клиентами.
Маркетинг сродни мудрости старого и
опытного продавца – знатока человеческих душ и их потребностей.
Источник: http://www.geocities.com |