Сегодня образовательный бизнес
переживает явный взлет, причем привлекают внимание в первую очередь
практические знания. Вот почему так популярны практические тренинги, семинары и
конференции.
Приведенное ниже повествование будет
интересно в первую очередь компаниям, которые не упражняются в семинарской
деятельности каждую неделю, а проводят учебно-презентационные мероприятия
нечасто. Соответственно, в штате нет специалиста, который занимается только
этой деятельностью, плавает в ней как рыба в воде, зная все подводные камни и
опасные течения.
В такой ситуации работа по
организации и проведению семинара ложится на плечи сотрудников отдела
маркетинга. Именно об этой схеме я и буду рассказывать. Предлагаемый материал
стал результатом собственного опыта. Все случаи, здесь приведенные, произошли
либо непосредственно со мной, либо с моими коллегами, которые любезно
поделились своими "приключениями" при проведении такого мероприятия,
как семинар или тренинг.
Еще несколько слов для тех, кто
планирует прочитать о том, как правильно формулировать тему, как проводить
информационную кампанию, как привлекать аудиторию, но сегодня речь не об этом.
Эти темы интересны и в силу самодостаточности требуют отдельного рассмотрения.
Сегодня я расскажу только о некоторых организационных моментах, на которые
важно, очень важно обратить внимание.
Время проведения
Время проведения напрямую связано с
темой и с аудиторией. Но при любой ситуации стоит учитывать непременное условие
- чем выше ранг аудитории, тем короче должен быть семинар. Руководители
компаний, TOП-менеджеры - люди очень занятые, им непросто найти время для
обучения, они ценят свои минуты и ожидают получить на единицу времени максимум
информации. Поэтому семинары для них должны быть максимально насыщенными,
хорошо организованными, без проволочек и задержек. Для этой аудитории день
недели, как показывает опыт, значения не имеет. Вполне возможно проводить
учебные мероприятия и в выходные. Но для этого организаторам потребуется в два
раза больше аргументов, чтобы убедить участников потратить свои выходные и,
конечно же, серьезно позаботиться о культурной программе после окончания
учебного курса. При проведении мероприятия для VIP-персон одной из самых важных
задач становится предварительное, заблаговременное информирование и последующее
тактичное напоминание о готовящемся мероприятии. Руководители обычно задолго
планируют свой график работы, поездки, встречи, совещания. И
компания-организатор, заинтересованная в таких важных и занятых участниках,
должна это учитывать. Приглашать генерального директора крупной компании за 2 -
5 дней - это не солидно, не красиво, а главное, неэффективно, он все равно не
придет. Хотя, может быть, и не откажет сразу, оставит надежду. Но в последний
день секретарь перезвонит и вежливым тоном проинформирует, что Иван Иванович
уехал на встречу с акционерами и поэтому не сможет посетить ваш тренинг.
Планируя время семинара,
рассчитанного на сотрудников среднего и низшего звена, стоит учитывать
несколько моментов. Если мероприятие состоится на неделе, в рабочий день, то,
конечно, это не должен быть понедельник. Недаром в народе говорят:
"Понедельник - день тяжелый". И не потому, что вчера было
воскресенье, а потому, что впереди новая рабочая неделя, которую нужно
спланировать, организовать, расписать дела, дать поручения... Хотя данное
утверждение точно не относится к многодневным семинарам, скажем, недельным, где
оптимальный срок - это как раз с понедельника по пятницу.
Наиболее эффективные дни - вторник,
среда, четверг. В летний сезон к пятнице стоит относиться настороженно и
учитывать, что большая часть городских жителей неумолимо стремится за город, на
дачи, на природу. И поэтому мало кому захочется томиться в учебном классе до
вечера. Но, с другой стороны, если мероприятие продлится недолго и закончится
часам к 16.00, то это станет его большим плюсом, - участники смогут закончить
свой рабочий день на 2 - 3 часа раньше. Согласитесь, мало кто поедет в офис
летом, в пятницу, после обеда... Если верить, например, астрологам, то самый
благоприятный и для работы, и для учебы, и для совершения разного рода сделок
день - это среда. Именно этот день находится под покровительством планеты
Меркурий - бога торговли и предпринимательства.
Продолжительность
Один или два, два или три? Сколько
дней должен длиться семинар? Этот вопрос решается, конечно же, в самом начале
при разработке программы, определения целей, исходя из опыта ведущего. Поэтому
отмечу только один момент - всегда нужно стремиться к минимуму. К примеру,
семинар рассчитан на 8 часов. Лучше прочитать его за один день, а не
растягивать на два по четыре часа. Несомненно, работать по 4 часа легче и для
участников, и для ведущего. Но слушателям сложнее организовать свое рабочее
расписание, вписывая в него семинар два дня подряд. Мы постоянно проводим
опросы участников семинаров нашей компании, и ответ остается неизменным:
большинство предпочитают полный учебный 8-часовой рабочий день более легкому
варианту - два дня по 4 часа.
Мелочи, о которых
нельзя забывать
Если театр начинается с вешалки, то
и при проведении мероприятия забывать о таких моментах, как гардероб,
курильтельная комната, туалеты, медпункт, стоянка для автомобилей, пропускной
режим, работающий лифт, возможность прохода по лестнице, кондиционеры,
освещение, нельзя. Останавливаться подробно на всех этих нюансах не имеет
смысла, потому что в каждой ситуации они индивидуальны и неповторимы. Просто
каждый, кто занимается подготовкой семинара, должен иметь ответы на вопросы:
где что находится, в каком режиме работает, какие условия?
Приведу несколько примеров, когда
недоработки в организации привели к негативным результатам. Проводился семинар
в гостиничном комплексе в центре города. Несмотря на то, что у гостиничного
комплекса есть собственная стоянка и волноваться вроде бы нет причины, никто из
менеджеров гостиничного комплекса не предупредил о том, что парковку необходимо
оговаривать и оплачивать заранее, общаясь совершенно с другой службой в
гостинице. В результате одна из участниц мероприятия имела очень неприятный
разговор со службой охраны, с менеджерами службы проведения мероприятий из-за
парковки своего автомобиля. К сожалению, все разговоры, уговоры и попытки
как-то решить этот вопрос оказались тщетны. Машину предложили припарковать лишь
на другой стороне проспекта, очень далеко от местопроведения. Гостья уехала
очень расстроенная, и сотрудники компании потом долго работали над
восстановлением добрых отношений. Ведь гостю все равно, по чьей вине что-то не
сложилось, он приехал на мероприятие конкретной фирмы "Х", и все
положительные и отрицательные моменты подсознательно будут в дальнейшем
ассоциироваться именно с этой компанией, а не с гостиничным комплексом, где все
это произошло.
Еще один пример. За час до начала
мероприятия обещанный кондиционер оказался простой вентиляцией. Она работала
настолько слабо, что приглашать в зал, где и одному-то уже душно, 50 гостей
было нельзя - людям просто могло стать плохо. Что делать? Хорошо, есть час
времени для решения нерешаемых вопросов: удалось уговорить администрацию
открыть дверь на балкон, которую не открывали уже целый год, и под собственную
ответственность пообещать, что никто из гостей не будет курить на балконе, ведь
место для пепельниц не предусмотрено, а стряхивать пепел на головы сидящих
внизу посетителей летнего кафе - не выход из положения.
С пропускным режимом не придется
сталкиваться, если компания проводит мероприятие в современных отелях и
бизнес-центрах. Особенно если это зарубежные отели - с их культурой и с их
политикой открытости. Но не везде и не всегда все так легко. Во многих
организациях, которые сейчас предлагают помещения для проведения мероприятия,
компания-организатор может столкнуться с пропускным режимом. Не стоит думать,
что это является негативной причиной для проведения мероприятия именно в этом
месте, просто нужно всех об этом предупредить и максимально удобно для гостей
организовать получение пропуска и проход через пункт охраны или милиции. Чаще
всего вполне достаточно бывает предоставленного списка участников семинара. Но
обязательно нужно предупредить участников, чтобы они говорили "заветные
слова": "на семинар компании "Х". Если необходимы
документы, опять-таки оповестить гостей о том, чтобы они имели при себе паспорт
или водительские удостоверения.
Проведение семинара, например в
здании учебных заведений, - это стопроцентная пропускная система. И если список
подготовлен не аккуратно, организаторы забыли внести в него самые последние,
"горячие" изменения, то гости надолго застрянут около поста милиции,
и только их очарование, упорство, нахальство, мобильный телефон (у кого что
получается лучше...) позволят им пройти. И будет это наверняка с опозданием. А
кто-то же может и уйти, причем с обидой.
Проход внутри здания - на первый
взгляд, что тут может быть сложного. Но стоит вспомнить героя Семена Фарады из
фильма "Чародеи": "Лю-ди!!! Лю-ди!!! Лю-ди!!! Кто так строит, ну
кто так строит?.." - и станет понятно, что в некоторых административных
зданиях заблудиться проще простого. Решением проблемы могут стать таблички со
стрелочками и указатели. Причем опыт подсказывает, что мало их сделать, нужно
еще и повесить, разместить именно в тех местах, где на них обратят внимание,
где они необходимы, где люди просто на них "натыкаются", и уже не
нужно уточнять по стрелке - это куда, сюда или дальше? Важно заранее
посмотреть, как выглядят указатели, чтобы сделать таблички строго по размеру.
Напечатав горизонтальный лист А4, можно оказаться просто незамеченным за
большой и жирной стрелкой.
Совершенно отдельный, большой и
самостоятельный вопрос при организации семинара или тренинга - это питание. Как
правило, много внимания и денег уделяется горячему обеду, кофе-брейкам. В этом
заинтересованы как принимающая сторона, так как все это не бесплатно, так и
компания-организатор - участники должны чувствовать себя уютно и не падать в
обморок от голода. Но помимо "серьезной еды" стоит позаботиться
просто о воде, кофе или чае и самой легкой еде - "просто пожевать".
Это могут быть печенье, фрукты, орешки... Если мероприятие начинается рано, то
кофе на столах никогда не будет лишним. Для того чтобы он там появился, стоит
уточнить, могут ли его принести из ресторана к определенному времени, можно ли
накрыть его в помещении заранее, приготовив термосы, или можно просто самим
вскипятить чайник. Неформальное чаепитие во многом способствует созданию
приятной, душевной атмосферы и часто становится началом открытого неформального
диалога. Несомненно, очень неплохо познакомиться за чашкой кофе, сломав тем
самым напряженность первых минут взаимного разглядывания.
В том случае, если семинар и
предполагает именно такую открытую и демократичную форму общения, стоит
продумать все более тщательно (кружки, ложки, сахар, сахарозаменитель, сливки,
салфетки... Возможно, даже нужно будет обратить внимание на цвет сервиза). В
том случае, если утренний кофе только лишь для того, чтобы взбодриться, то
важно, чтобы гостям было удобно.
Отчетные финансовые
документы
Каждый, кто хоть раз что-то
организовывал, ездил в командировку или заказывал услугу, знает, что сделать -
это еще полдела, нужно в бухгалтерии за все отчитаться. Для того чтобы
проводимое мероприятие не оставило в памяти горького отпечатка, даже если гости
и руководство остались довольны, нужно посоветоваться, проконсультироваться с
бухгалтерией своей компании, какие, в каком виде, к какому сроку нужны отчетные
документы. Договора, счета-фактуры, акты о выполненных работах, гарантийные
письма, заявления о вносе и выносе оборудования - это лишь то, что приходит на
память сразу. В каждом конкретном случае возникает еще какая-то нужная,
необходимая бумага, про которую никто ничего заранее почему-то не сказал. Это
случается, и к этому нужно быть просто готовым.
Критерий оценки
В организации семинара не может быть
мелочей, потому что его цель - повышение эффективности бизнеса слушателей.
Соответственно, для работы должны быть созданы оптимальные условия. Если
участник (независимо от его статуса) голоден, сидит на качающемся стуле,
записывает все на коленке в душном помещении и при этом нет-нет да и вспомнит,
что его дорогая машина стоит где-то в подворотне на другой стороне улицы -
эффективность восприятия может быть снижена, а следовательно, и эффективность
от внедрения новой информации в бизнес будет не столь значима. Организатор
семинара должен стать радушным хозяином, заботящимся о своем дорогом госте. И
не только потому, что гость, как правило, заплатил за участие, но даже если это
мероприятие бесплатное, сегодняшний гость может стать постоянным участником, а
потом и клиентом.
Источник: http://www.top-personal.ru |