"Новостная
интернет-журналистика", лежащая у меня на компьютере, к концу 2010 года
насчитывала целых 300 тысяч знаков. Довольно объемистое произведение, много
букв. Время на то, чтобы его прочитать, есть не у всех. Осознавая это, я решил
оформить книжку в модном сейчас микроблогерском формате. Ниже вы найдете 140
коротких советов, которые, надеюсь, пригодятся как интернет-журналистам, так и
обычным.
Структура новости
- Придумайте
заголовок или его черновой вариант до того, как напишете новость, а не
после
- Включите
в свой заголовок глагол
- Глагол
в заголовке не может быть в настоящем времени. Новость – это нечто уже
свершившееся или объявление о чем-то готовящемся
- Не
интригуйте, уточняйте. Заголовок «Президент погиб» не имеет права на жизнь
в российском издании, если речь идет о президенте Зимбабве
- Вообще
не приносите корректность заголовка в жертву хлесткости
- Не
калькируйте чужие заголовки: чужие мысли труднее думать, чем свои
- Прочтите
сообщение источника. Отложите текст. Напишите новость вслепую. Повторите
- Сначала
пишите главное, потом все остальное. Главное выражено в заголовке
- Старайтесь
использовать в новости как минимум два источника
- Не
повторяйте одних и тех же фактов в одной и той же новости
- Если
после прочтения новости возникают вопросы, перепишите новость
- Если
вопросы остаются, но ответа на них нет, напишите об этом
- Если
ответ на возникший вопрос находится на расстоянии телефонного звонка,
сделайте этот звонок
- Продумайте
структуру статьи после первоначального сбора фактов, а не до
- Ответьте
хотя бы на главные вопросы читателя: кто, что, где, когда, почему и зачем
- Найдите
предысторию. Расскажите ее читателю, проясните контекст происходящего
- В
тексте новости не должно быть вашего личного отношения. Эмоции недопустимы.
- Ваша
новость должна вам нравиться, иначе это халтура и порожняк
- Более
того, если вам не нравится текст, он не понравится и читателю
- Используйте
микрохарактеристики – назовите в тексте политика политиком, и
кинопродюсера – кинопродюсером
- Уместите
все данные в 4-6 абзацев, если не можете – пишите статью
- Вы
пишете не текст, а гипертекст. Не забудьте поставить ссылки везде, где они
важны для понимания ваших слов и аргументации
- Новость
должна нравиться с первого раза, потому что ее читают только один раз
- Не
путайте правду с информацией: ваш текст лишь отражает сообщения
источников, а не реальное положение дел
Перевод и иностранные
языки
- Никогда
не пользуйтесь автоматическим переводчиком
- Единственное
исключение: когда рядом нет никого, кто знает язык, а вам надо понять хотя
бы общий смысл написанного
- Избегайте
калек с английского, вроде "сделать звонок" в одном из советов
выше
- Никогда
не ограничивайтесь первым значением слова в словаре
- Посматривайте
в словарях и значения русских слов, чтобы ненароком не связать десницу с
деснами, а чело с челюстью
- Всегда
смотрите значение незнакомых слов в словаре, даже если те кажутся
знакомыми
- Если
вы знаете деловой английский, это не значит, что вы можете понять
искусствоведческий или компьютерный текст
- Как
можно больше говорите с иностранцами на их языке. Это бесплатные уроки по
вашей специальности
- Многие
ваши коллеги из лени читают только русскоязычные источники. Использование
зарубежных дает вам сильное конкурентное преимущество
Этика и отношения с пресс-службами
- Ходите
на пресс-конференции только тогда, когда это принесет пользу изданию
- Не
тратьте время на фуршеты, тратьте его на вопросы
- Пусть
пиарщики присылают вам все, что у них есть. Вы отберете сами.
- Не
поленитесь позвонить пресс-секретарю, чтобы уточнить или проверить
информацию
- Не
поленитесь проверить сам пресс-релиз в других источниках
- Всегда
ищите первоисточник, не полагайтесь на чужие пересказы
- Не
скрывайте свои контакты от пиарщиков - те бывают полезны
- Независимо
от обстоятельств соблюдайте эмбарго PR-службы.
- Исключение
из правила об эмбарго: уже имевшая место утечка у конкурентов
- Не
раскрывайте свои источники, пожелавшие остаться неизвестными, никому из
посторонних
- Напишите
письма с просьбами о комментариях до того, как вы сядете за статью. Если
через сорок минут ответа нет, позвоните туда
- Запрос
по почте в случае успеха даст вам готовый текст. Звонок по телефону
приведет к оперативной реакции, но потребует дополнительных согласований
- Знайте
компании, пресс-службы которых не дают комментариев по телефону
- Не
принимайте дорогих подарков, если их прислали без спросу, постарайтесь
отослать обратно
- Знайте
свои права, не уступайте необоснованным требованиям исправить материал
- Никогда
не копируйте текст у кого бы то ни было
Корректура
- Между
подлежащим и сказуемым запятая не ставится
- Не
надейтесь на редактора и корректора. Первый проверяет связность текста, а
второй описки. Они не должны прикрывать ваши недостатки.
- Проверяйте
факты и арифметические расчеты. Особенно расчеты. И свои, и чужие
- Перечитайте
то, что вы написали
- Не
сердитесь на коллег, которые правят ваш текст. Они желают вам добра
- Не
полагайтесь на автоматическую проверку орфографии
- Забудьте
и про «зеленое подчеркивание» - автоматическую проверку грамматики
- Знайте
свои любимые слова-паразиты, избавляйтесь от них и не пускайте в новость
- Предложения
длиною больше строчки-двух лучше попробовать разбить на несколько частей.
Замените запятые на точки
- Абзацы
не должны казаться стеной текста. Рассматривайте их как развернутую в 3-4
предложения мысль
- Прочитайте
тихонько вслух вашу новость. Перепишите места, где споткнулись
- При
вычитывании также можно читать слова в предложении с конца - это не
позволит глотать текст
- Если
вы путаете "тся" и "ться", всерьез подумайте о смене
профессии
- То
же самое касается слов «то же» и «тоже», «так же» и «также», выражений «вы
пишете» и «вы пишите» и, конечно, «каково» и «какого»
- Уберите
из текста конструкции «должен быть», «может быть», «таким образом»,
«однако», «того, что», «кроме того», «кстати», «в частности», «например»,
«так»
- Если
отправляете текст на вычитку человеку, который плохо с вами знаком,
постарайтесь, чтобы он (текст) выглядел внешне пристойно
- Причешите
отправляемое на согласование интервью так, чтобы его было приятно читать
- Никогда
не правьте прямую речь. Если же нужно передать лишь общий смысл, а не
консоязычие ньюсмейкера, пользуйтесь косвенной речью
- Главное
правило корректора: сколько бы ошибок ни было исправлено в тексте, всегда
есть еще одна. В предыдущем пункте, например, есть. Заметили?
- Работайте
над своим стилем. Начните работу с прочтения книги Норы Галь «Слово живое
и мертвое»
- Не
нанизывайте одинаковые части речи друг на друга: «комиссия по вопросам
модернизации строительства жилья в крае согласно постановлению губернатора
приступила к…»
- Попытайтесь
сокращать титулы
- Широко
используйте синонимы
- Не
ленитесь регулярно заходить на gramota.ru
- Старайтесь
писать стилистически нейтрально, вычеркните «ибо», «сей», «преизрядный» и
прочие архаизмы
- Откажитесь
от восклицательных знаков и многоточий
- Постарайтесь
меньше выделять слова полужирным, курсивом и подчеркиванием
- Проверьте
географические названия и имена, убейте себя об стену за «Беджинг»,
«Мумбай», «Тайланд» и «Гонг Конг»
Блогосфера и прочие социальные
медиа
- Зарегистрируйтесь
во всех социальных сетях и блогохостингах, до которых дотянетесь
- Читайте
блоги - это живая реакция на события людей, не попавших в СМИ
- Не
верьте блогерам - они пристрастны
- Самые
популярные блогеры – часто самые коммерческие и самые продажные
- Половина
скандальных сообщений, которые вы видите в блогах, проплачены. Имейте это
в виду, когда ссылаетесь на кого-либо
- Будьте
в курсе всех крупных блогоконфликтов
- Обзор
прессы, блогов и чего угодно еще - не протокол и не опись имущества. Не
давайте скучать читателю
- Обзор
блогов лучше всего строить на множестве ссылок – ваше мнение не так
интересно читателю, как возможность пощелкать по вашим словам
- Заготовьте
сюжет, которому будет следовать ваш обзор
- Не
делайте тенденциозных подборок – на фоне блогосферы это очень заметно
- Заведение
ньюсмейкером блога или страницы в социальной сети – новостной повод не
хуже других
- Удаление
– тоже
- Выучите
сленг участников тех или иных ресурсов. Твердо знайте, что такое «стена»,
«ретвит» и «зафрендить»
- Постарайтесь
читать блоги и микроблоги государственных чиновников, в них много
интересного
- Осознавайте,
что эти блоги часто ведут специально нанятые блог-секретари – под диктовку
или самостоятельно
Навыки, хитрости,
производительность
- Изучите
язык запросов, интерфейс и возможности любимого поисковика. Применяйте это
знание ежедневно
- Не
ограничивайтесь одним поисковиком
- Выучите
HTML - он вам пригодится вне зависимости от вашей будущей карьеры
- Знайте
сочетания клавиш в вашей операционной системе. Проявленное любопытство вам
зачтется
- Посвятите
день изучению дополнительных возможностей текстового редактора и
электронных таблиц. Вы обнаружите много нового
- Постарайтесь
не использовать экзотическое ПО – вам работать с людьми, которые привыкли
читать документы в браузере, а писать – в Microsoft Word
- Самый
полезный статус в мессенджере - "Очень занят"
- Предложите
бильд-редактору сделать иллюстрацию, как только определитесь с заголовком.
У него будет больше времени на хорошую работу
- Максимальная
производительность достигается после 15 минут непрерывной работы. Не
позволяйте вас прервать
- Добавляйте
в текст и к тексту только то, что повысит ценность материала
- Если
с вашего компьютера не открывается тот или иной сайт, не спешите писать
новость. Проверьте – возможно, он работает у других пользователей
- Выберите
самый быстрый браузер. К концу 2010 года такими браузерами были Chrome и
Opera. В 2011 году в их ряд должен встать Internet Explorer 9
- Активно
пользуйтесь вкладками браузера, просматривайте сразу несколько
веб-страниц, сравнивайте их друг с другом
- Если
вам часто приходится работать с двумя документами, поставьте два монитора
или один, но очень большой
- Подберите
музыку, которая позволяет вам отвлечься от внешних шумов и стимулирует
производительность труда
- Не
загромождайте свое рабочее место – мозг на них отвлекается вне зависимости
от того, осознаете ли вы это
- Чередуйте
крупные задачи с мелкими. Ненадолго переключайтесь на что-то простое после
завершения чего-то сложного
- Рассчитывайте
время. Не обещайте сдать материал к дедлайну, если знаете, что на
доработку первого черновика обычно уходит два часа
- Вы
ручаетесь за справочные данные, которые предоставляете. Старайтесь поэтому
не прибегать к Википедии как к авторитету в спорных вопросах
- Составьте
список дел и начните с самого неприятного
- Используйте
программу вроде Dropbox (http://www.dropbox.com),
чтобы всегда иметь под рукой все свои файлы и статьи
- Если
вы делаете много заметок, используйте программу-синхронизатор вроде
Evernote (http://www.evernote.com)
- Не
полагайтесь на флешки, диски, записки
- Если
вы понимаете, что про какую-то конкретную тему писать не будете, скажите
собеседнику волшебное слово «неформат»
- Не
меняйте жанр в процессе написания текста – это ничем хорошим не закончится
Мониторинг и новостные
поводы
- Подпишитесь
на самые авторитетные издания и блоги по вашей тематике. Читайте их каждый
день
- Начинайте
утро с газет, проводите вечер с итоговыми передачами
- Обнаружив,
что неосознанно избегаете каких-то тем, исправьте этот недостаток и
посмотрите, что получится
- Если
вы пишете про что-то специальное, не забывайте читать обычные новости
- Откройте
для себя RSS-ридеры, а в частности – Google Reader
- Рассортируйте
ваши источники по темам, географии, важности. Не читайте в одной ленте
«Вестник Урюпинска» и сообщения агентства Bloomberg
- Всегда
старайтесь увидеть в новости другой инфоповод, а не тот, который вынесло в
заголовок новости агентство
- Определитесь
с приоритетами: новость с пометкой «срочно» не всегда срочная, а «важно» -
не всегда важная
- При
мониторинге обращайте внимание не на то, что интересно вам, а на то, что
интересно аудитории
- Новостной
повод часто зависит от ньюсмейкера, а не от действия. Награждение военного
преступника орденом важнее любого другого награждения тем же орденом
- Первоисточник
– это первый источник, который сообщил информацию, а не тот, который вы
первым прочитали и поняли
- В
агрегаторах часто появляется самое интересное, но лишь через несколько
часов после того, как оно произошло
- Если
новость российского агентства касается зарубежья, в 99 процентах случаев у
нее есть зарубежный источник
- Обеспечьте
себя пресс-релизами и официальными новостями интересующих вас организаций
и компаний – подпишитесь на их рассылки
- Раз
в неделю устраивайте прогулку по совершенно неизвестным вам сайтам
- Просмотрите
на ссылки, которые вам присылают друзья и коллеги. Возможно, их источники
более удобны и интересны, чем ваши
Про жизнь
- Если
у вас есть помощник, контролируйте его, но не выполняйте за него работу
- Рассчитывайте
свои силы. Вы не полубог, печень, сердце и нервы не вечны
- В
то же время не жалейте себя, это только понизит производительность труда и
продлит ваши страдания
- Смотрите
свежие фильмы, читайте новые книги, это всегда пригодится
- В
общении с читателем будьте корректны - у вас нет морального права на
публичную грубость
- Относитесь
серьезно к угрозам
- Если
вы не знаете, зачем совершаете то или иное действие, не совершайте его
Источник: http://kebati.ru |