В английском языке слово «бренд»
первоначально означало «печать, фабричная марка, клеймо». В русском языке пока
не нашлось адекватного словосочетания, поэтому говорят без перевода – бренд-
(или бранд-) менеджер. В российской практике человека со сходными обязанностями
часто называют просто начальником отдела продаж.
Бренд-менеджер руководит продажей
группы товаров определенной торговой марки (это может быть что угодно – бытовая
и компьютерная техника, одежда, продукты питания и пр.). В отличие от менеджера
по продажам, бренд-менеджер занимается не столько самими продажами, сколько
раскруткой торговой марки. Это подразумевает наличие серьезных познаний в
области рекламы, маркетинга, связей с общественностью. В отличие от «чистого»
маркетолога бренд-менеджер должен разбираться в продаже данной группы товара не
только на уровне экономиста, но и на уровне производителя. Работодатели могут
требовать от бренд-менеджеров, занимающихся, например, продукцией молочной
промышленности, знания особенностей технологии переработки молока.
Встречается мнение, что
бренд-менеджер – это специалист по закупкам. В действительности, контроль над
процессом закупок и поддержание отношений с поставщиком – составная, но не
главная часть деятельности бренд-менеджера. В том случае, если закупки
производятся за рубежом, от бренд-менеджера требуется знание языка
страны-производителя (английского, немецкого и пр.).
I. Общие положения
1. Брэнд-менеджер относится к
категории руководителей.
2. На должность брэнд-менеджера
назначается лицо, имеющее профессиональное (экономическое) образование,
дополнительную подготовку по менеджменту и маркетингу, стаж работы в области
торгового менеджмента и маркетинга не менее (2 лет; 3 лет; др.)
3. Брэнд-менеджер должен знать:
3.1. Законы и нормативные правовые
документы, регламентирующие осуществление предпринимательской и коммерческой
деятельности.
3.2. Рыночную экономику,
предпринимательство и основы ведения бизнеса.
3.4. Конъюнктуру рынка.
3.5. Ассортимент, классификацию,
характеристику и назначение товаров.
3.6. Методы ценообразования,
стратегию и тактику ценообразования.
3.7. Основы маркетинга (концепцию
маркетинга, основы управления маркетингом, способы и направления исследования
рынка).
3.8. Закономерности развития рынка и
формирования спроса на товары.
3.9. Теорию менеджмента, макро— и
микроэкономики, делового администрирования.
3.10. Основы рекламы, формы и методы
ведения рекламных кампаний.
3.11. Основы и принципы
PR-технологий.
3.12. Психологию и принципы продаж.
3.13. Особенности брэнда, технологию
производства.
3.14. Порядок разработки
бизнес-планов и коммерческих условий соглашений, договоров.
3.15. Торговое и патентное
законодательство.
3.16. Этику делового общения.
3.17. Правила установления деловых
контактов.
3.18. Основы социологии и
психологии.
3.19. Иностранный язык.
3.20. Структуру управления
предприятием.
3.21. Методы обработки информации с
использованием современных технических средств коммуникации и связи,
компьютера.
4. Назначение на должность
брэнд-менеджера и освобождение от должности производится приказом руководителя
предприятия по представлению (коммерческого директора; иного должностного лица)
5. Брэнд-менеджер подчиняется
непосредственно (коммерческому директору; руководителю отдела маркетинга; иному
должностному лицу)
6. На время отсутствия
брэнд-менеджера (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо,
назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие
права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него
обязанностей.
II. Должностные
обязанности
Брэнд-менеджер:
1. Изучает особенности продвигаемого
продукта, анализирует требования потребителей к продукту на основе результатов
маркетинговых исследований.
2. Осуществляет анализ рынка,
определяет целевые потребительские сегменты рынка для предложения продукта.
3. Разрабатывает стратегию
продвижения продукта на рынок с учетом предложений подразделений маркетинга и
рекламы по проведению рекламных кампаний, выставок, презентаций, иных PR-акций.
4. Организует проведение презентаций
продукта потенциальным покупателям и потребителям, тематических семинаров
(профессиональное консультирование о потребительских свойствах и качествах
продукта).
5. Разрабатывает ценовую политику по
продукту, определяет условия продажи товаров (системы скидок и льгот отдельным
группам покупателей).
6. Прогнозирует объемы продаж.
7. Составляет бюджет по продукту,
осуществляет расчет ожидаемой прибыли и рентабельности с момента внедрения
продукта на рынок, определяет возможность убытков для предприятия на первых
этапах продвижения продукта и разрабатывает предложения по их минимизации.
8. Разрабатывает схемы сбыта
продукта (от создания новых сбытовых подразделений до реконструкции имеющихся
каналов сбыта).
9. Организует договорную работу в
подразделении, занимающемся продуктом, ведет учет платежных операций,
анализирует оперативные данные об итогах продаж.
10. Координирует мерчандайзинг
продукта.
11. Осуществляет наблюдение за
положением продукта на рынке (ходом продаж продукта, спросе на него),
определяет и анализирует отношение потребителей к продукту.
12. Выявляет неудовлетворительные
параметры продукта, требования покупателей к продукту (не учтенные в продукте)
и сообщает о них конструкторским, технологическим и производственным
подразделениям для корректировки продукта, придания ему новых потребительских
свойств.
13. Отслеживает ценовую политику и
спрос на брэнды конкурентов, определяет позиции продукта относительно
аналогичных или схожих продуктов конкурентов.
14. Координирует и контролирует
работу подчиненных работников.
15. Подготавливает отчеты
руководству предприятия о проделанной работе.
16. Исполняет иные смежные
обязанности по продвижению и продаже продукта.
III. Права
Брэнд-менеджер имеет право:
1. Самостоятельно определять формы и
способы продвижения брэнда и установления деловых связей с потребителями.
2. Подписывать и визировать
документы в пределах своей компетенции.
3. Запрашивать лично или по
поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений
предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения
его должностных обязанностей.
4. Знакомиться с документами,
определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества
исполнения должностных обязанностей.
5. Вносить на рассмотрение
руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с
предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
6. Требовать от руководства
предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления
установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
IV. Ответственность
1. Брэнд-менеджер несет
ответственность:
2. За ненадлежащее исполнение или
неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей
должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым
законодательством РФ.
3. За правонарушения, совершенные в
процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим
административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
4. За причинение материального
ущерба предприятию — в пределах, установленных действующим трудовым и
гражданским законодательством РФ.
Источник: http://www.afga.ru |