Директор по маркетингу (или Chief
Marketing Officer, CMO) – профессионал, определяющий маркетинговую стратегию
бизнеса, высшее звено функции. Он влияет на все четыре «P» маркетинга: Product
(продукт), Price (цена), Promotion (продвижение), Place (позиционирование).
Часто в зону его ответственности входят более узкие направления – реклама, PR,
пресс-служба (последние два – реже). Карьера директора по маркетингу обычно
начинается с рядовых позиций в одной из перечисленных областей.
Специфических знаний, требуемых
работодателями, множество: методология изучения мотивации потребителей,
проведения маркетинговых исследований, анализа ценовой политики, ассортимента,
создания и продвижения брендов, мерчендайзинга и пр. Ведение переговоров – на
уровне «высший пилотаж». Поскольку директор по маркетингу – позиция публичная,
необходимы также развитые навыки самопрезентации и ораторские способности.
Умение находить нестандартные решения – само собой разумеется: СМО обязан
реагировать на изменения рынка моментально. Очевидно, что покорение карьерных
вершин в области светит скорее людям с системным мышлением, умением отделять
зерна от плевел в огромных потоках информации, анализировать весь спектр
показателей, необходимых для успешного маркетинга. Критично важное знание –
специфика своего рынка.
I. Общие положения
- На
должность директора по маркетингу назначается лицо, имеющее высшее
профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и
стаж по специальности в области маркетинга не менее 3 лет.
- Назначение
на должность директора по маркетингу и освобождение от неё производится
приказом генерального директора организации.
- Директор
по маркетингу должен обладать:
- Организаторскими способностями.
- Аналитическими способностями.
- Способностью к перспективному планированию.
- Коммуникационными способностями.
- Директор
по маркетингу должен знать:
- Законодательные нормативные акты,
методические материалы по организации маркетинга и оценке
финансово-экономического состояния и ёмкости рынка.
- Методы определения платёжеспособности
спроса на товар и порядок разработки перспективных и текущих планов
производства и сбыта продукции.
- Методы изучения рыночной
конъюнктуры и разработки прогнозов потребности в выпускаемой продукции.
- Организацию рекламного дела.
- Способы и методы работы с
дилерами, СМИ.
- Порядок рассмотрения и подготовки
рекламной документации и ответов на претензии.
- Стандарты и технические условия на
продукцию компании.
- Организацию учёта и составления
отчётности о выполнении планов и реализации продукции.
- Перспективы развития компании.
- Основные технологические и
конструктивные особенности, характеристики и потребительские свойства
реализуемой продукции, её отличие от отечественных и зарубежных аналогов,
преимущества и недостатки.
- Условия поставки, хранения и
транспортировки продукции.
- Компьютерные технологии и
операционные системы.
- Основы трудового законодательства.
- Правила и нормы охраны труда,
техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
- Директор
по маркетингу в своей деятельности руководствуется настоящей должностной
инструкцией.
- Директор
по маркетингу подчиняется непосредственно зам. генерального директора
компании.
- На
время отсутствия директора по маркетингу (отпуск, болезнь, пр.) его
обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое
приобретает соответствующие права и несёт ответственность за надлежавшее
исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные
обязанности
Директор по маркетингу:
- Осуществляет
разработку маркетинговой политики компании на основе анализа
потребительских свойств товара и прогнозирования потребительского спроса
на продукцию, технических и иных потребительских качеств конкурирующей
продукции.
- Обеспечивает
участие отделов находящихся под непосредственным руководством в
соответствии с перспективными и текущими планами закупок и реализации
товара.
- Определяет
новые рынки сбыта и новых потребителей товара.
- Координирует
деятельность всех подразделений по сбору и анализу коммерческо-экономической
информации , созданию банка данных по маркетингу (заявки на поставку,
наличие запасов, ёмкость рынка и т.д.).
- Организует
изучение мнения потребителей о товаре. Готовит предложения по повышению
конкурентоспособности и качеству товара.
- Осуществляет
контроль за своевременным устранением недостатков, указанных в поступающих
от потребителей рекламациях и претензиях, мотивацией определённого
отношения потребителей к продукции предприятия.
- Организует
разработку стратегии проведения рекламных мероприятий в СМИ с помощью
наружной, световой, электронной, почтовой рекламы.
- Готовит
предложения по формирования торговой марки и брэнда компании.
- Осуществляет
процедуры планирования и отчётности отдела сбыта и маркетинга.
- Участвует
в проведении аттестации подразделения.
III. Права
Директор по маркетингу имеет право:
- Знакомиться
с проектами решений руководства компании, касающимися деятельности отдела
маркетинга.
- Вносить
на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы,
связанной с отделом маркетинга.
- Запрашивать
у руководителей структурных подразделений компании, специалистов и иных
работников необходимую для своей работы информацию и документы,
необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
- Привлекать
специалистов всех (остальных) структурных подразделений к решению задач,
возложенных на него.
- Вносить
на рассмотрение директора компании:
- Представление о назначении,
перемещении и освобождении от занимаемых должностей подчинённых ему работников.
- Предложения о поощрении отличившихся
работников, о наложении взысканий на нарушителей дисциплин.
- Подписывать
и визировать документы в пределах своей компетенции.
- Требовать
от руководства компании оказания содействия в исполнении своих должностных
обязанностей.
IV. Ответственность
- Директор
по маркетингу несёт ответственность:
- За
надлежавшее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах,
определённых действующим трудовым законодательством Украины.
- За
причинение материального ущерба - в пределах, определённых действующим
трудовым и гражданским законодательством Украины.
Источник: http://delo.trud.ua |