Дословный перевод слова «copywriter»
на русский язык — «автор-текстовик». Это специалист, работающий с текстом во
всех его проявлениях, и в первую очередь — в рекламе. Существует мнение, что
впервые профессия копирайтера появилась в США в 1882 году в рекламном агентстве
Френсиса Ауера, который, как считается, придумал в 1886 г. первый рекламный
слоган для мыла: «Пользуйтесь им постоянно, и это приведет вас к успеху». С тех
пор в странах Запада текст в рекламе стал обязательным элементом, а рисунок —
прикладным. Сформировалось устойчивое мнение, что «копирайтер — печальная
необходимость, а креативный директор — разорительная роскошь».
В российском рекламном бизнесе до
недавнего времени все было как раз наоборот. Еще 3 года назад об этой профессии
у нас почти ничего не было слышно. Сегодня же формируется хотя и небольшой, но
устойчивый спрос на копирайтеров. Это люди, имеющие филологическое,
лингвистическое образование. В работе копирайтера необходимо знание рекламных
технологий, основ психологии и социологии.
Копирайтер чаще всего является
штатной единицей рекламных агентств. Однако в последнее время вакансии на эту
должность открываются и на крупных предприятиях, имеющих рекламное
подразделение и вкладывающих значительные средства в рекламу.
На практике именно копирайтеры
формулируют самые эффективные и уникальные рекламные предложения. Хорошо
составленный текст увеличивает шанс доведения рекламной идеи до представителей
целевой аудитории. Обычно копирайтер работает в паре с креативным директором,
который разрабатывает глобальную стратегию проведения рекламной кампании. В
соответствии с этой стратегией копирайтер и готовит текстовое содержание
рекламных буклетов, листовок, модульной рекламы для размещения в печатных
средствах массовой информации, пишет статьи, предназначенные для использования
в качестве прямой, сбытовой или имиджевой рекламы, создает сценарии для теле- и
радиопередач, разрабатывает корпоративные слоганы и пишет тексты для рекламных
роликов на телевидении, радио и рекламы в Интернете.
Для копирайтера необходимыми
личностными характеристиками являются: инициативность и умение работать в
команде, креативность (творческий потенциал), самостоятельность,
целеустремленность, коммуникабельность, умение вести переговоры и четко
излагать свои мысли.
Заказчику необходимо знать и
понимать, что чем проще идея, тем дороже она стоит, поскольку экономит деньги в
производстве. Поэтому помимо прочего от копирайтера требуется способность
убеждения клиентов и руководства в эксклюзивности и эффективности своего
творения, оправданности вложения денег. Причем критерий оценки работы
копирайтера на первом этапе — лишь чувство удовлетворения клиента или
руководства. Реальная же оценка появится со временем, когда будет проведен
анализ эффективности рекламной кампании. Это воистину творческая профессия, и
должностная инструкция здесь — лишь поводырь для работодателя.
Служебная лестница работника,
функции которого рассмотрены выше, может выглядеть следующим образом: помощник
копирайтера, полноправный копирайтер, старший копирайтер.
I. Общие положения
1. Копирайтер относится к категории
специалистов.
2. На должность копирайтера
назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (журналистское,
филологическое), опыт работы в рекламной сфере не менее 2-3 лет
3. Копирайтер должен знать:
3.1. Законодательство о рекламе, о
защите прав потребителей, об авторском праве и смежных правах, об осуществлении
предпринимательской деятельности.
3.2. Конъюнктуру рынка товаров,
работ, услуг, в т.ч. рекламных услуг.
3.3. Теорию и практику рекламного
маркетинга и менеджмента.
3.4. Принципы организации рекламной
деятельности.
3.5. Общие и специальные требования
к рекламе.
3.6. Способы, средства и носители
рекламы.
3.7. Основы эстетики, этики, общей и
специальной психологии, социологии, филологии.
3.8. Технику и основные инструменты
составления рекламных текстов.
3.9. Основные принципы
медиа-планирования.
3.10. Компьютер и рекламное
программное обеспечение.
3.11. Основы трудового законодательства.
3.12. Правила и нормы охраны труда,
техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
4. Назначение на должность
копирайтера и освобождение от должности производится в порядке, определенном
внутренними документами организации.
5. Копирайтер подчиняется
непосредственно креативному директору; иному должностному лицу
II. Должностные
обязанности копирайтера
1. В соответствии с медиа-планом
создает слоганы (sloganeering), придумывает названия (naming), пишет сценарии
для телевизионных роликов (scripting), сценарии для видео- и аудиорекламы,
направленные на целевую аудиторию.
2. Разрабатывает контент
(содержание) рекламы, рекламные тексты (в т.ч. на иностранном языке), пишет
рекламные и PR-статьи.
3. Разрабатывает положительный имидж
компании.
4. Обеспечивает информационное
наполнение рекламы.
5. Организует презентацию слоганов,
наименований, сценариев и статей руководству или представителям заказчиков.
6. Подготавливает новостные и
пресс-релизы.
7. Создает информационные поводы.
8. Подготавливает речь для публичных
выступлений руководства компании на конференциях, пресс-клубах, телевидении,
радио.
9. Осуществляет
информационно-аналитическую и редакторскую работу.
10. Участвует в издании информационного
бюллетеня.
11. Составляет отчеты о проделанной
работе.
III. Права копирайтера
Копирайтер имеет право:
1. На зачисление рекламных
объявлений, текстов, пр. в свой личный портфолио как авторских разработок.
2. Требовать предоставления достоверной
информации об объекте рекламы.
3. Требовать от руководства
обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения
должностных обязанностей.
4. Знакомиться с документами,
определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки
качества исполнения должностных обязанностей.
5. Вносить на рассмотрение
руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с
предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
IV. Ответственность
копирайтера
Копирайтер привлекается к
ответственности:
1. За ненадлежащее исполнение или
неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей
должностной инструкцией, в пределах, установленных действующим трудовым
законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в
процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим
административным, уголовным и гражданским законодательством Российской
Федерации.
3. За причинение материального
ущерба организации в пределах, установленных законодательством РФ.
Источник: http://www.hr-portal.ru |