Репутация предприятия, доходность и
даже само существование предприятия порой могут зависеть от степени поддержки
общественностью (в частности — потребителями). PR-специалисты служат защитой
интересам бизнеса от негативного общественного мнения, воплощают в жизнь
политику поддержания положительного отношения общественности к деятельности
предприятия и к его продукции.
Признание возрастающей важности
хороших связей с общественностью для успешной деятельности предприятия служит
основанием для создания целого отдела по связям с общественностью,
возглавляемого PR-менеджером. PR-специалисты являются сотрудниками такого
отдела и проводниками PR-политики предприятия. Именно они доводят до средств
массовой информации и общественности сведения, позволяющие сформировать
благоприятный имидж предприятия в глазах широких масс населения. Эти сотрудники
непосредственно общаются со СМИ, потребителями, иными представителями
общественности, разъясняют политику компании, улаживают спорные вопросы при
конфликтных ситуациях с инвесторами. Под связями с общественностью понимается
не только доведение до аудитории информации об истории и деятельности
предприятия, целевая пропаганда, информационное отстаивание интересов
организации, но и обратная связь. Налаживая обратную связь с общественностью,
PR-специалисты улучшают сформированный имидж предприятия в глазах определенной
аудитории. В задачи PR-специалистов входит также реализация программы
информационной поддержки продвижения товаров (услуг) на рынок. На основе
анализа настроений общественности многие товары были «рождены» в стенах
PR-отдела, т.е. еще до самого производства.
Хотя не имеется никаких определенных
стандартов оценки годности человека для работы в должности PR-специалиста,
желательно все же наличие гуманитарного образования. Поэтому PR-специалисты —
это, как правило, бывшие журналисты, социологи, психологи и т.д. Иногда — это
бывшие работники рекламных агентств. Основные требования, предъявляемые к
кандидату, — это способность ясно и четко выражать мысли как в устной, так и в
письменной форме, коммуникабельность, энергичность, наличие творческого
потенциала и энтузиазма, уверенность в себе, умение работать в команде. Также
могут потребоваться знания в той конкретной области предпринимательства, в
которой специализируется предприятие. Новички обычно начинают работу в качестве
помощника PR-специалиста. Они ведут PR-архив предприятия, собирают информацию
для текстов речей и брошюр. Накопив опыт, они могут уже самостоятельно писать
тексты выпусков новостей, речей и статьи для публикации, оказывать помощь
PR-специалисту в реализации PR-программ, разработанных PR-менеджером.
Специалисты же должны иметь по крайней мере трехлетний опыт работы в данной области
и пройти внутреннюю аттестацию.
В настоящее время около двух третей
PR-специалистов работают в области торговли и рекламы. Наиболее высокий спрос
на PR-специалистов в больших городах, где развиты средства массовой информации
и другие средства коммуникации. Однако просматривается тенденция к равномерному
распространению этой должности во всех сферах и регионах предпринимательства.
I. Общие положения
1. На должность PR-специалиста
назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (гуманитарное),
дополнительную подготовку в области менеджмента, опыт работы в рекламной сфере,
по связям с общественностью и средствами массовой информации не менее (1 года;
2 лет; 3 лет; др.)
2. PR-специалист должен знать:
2.1. Основы рыночной экономики, предпринимательства
и ведения бизнеса.
2.2. Основы маркетинга.
2.3. Общую методологию PR.
2.4. Место PR-подразделения в
структуре предприятия.
2.5. Методы определения целевых
аудиторий.
2.6. Основные PR-средства (средства
массовой информации, корпоративный бюллетень, ассоциации, антураж, информация и
т.д.).
2.7. Принципы планирования PR,
PR-кампаний.
2.8. Методы организации и проведения
PR-кампаний.
2.9. Структуру и функции средств массовой
информации.
2.10. Методику работы со средствами
массовой информации.
2.11. Порядок организации и
подготовки пресс-релизов, информационных сообщений, проведения брифингов,
пресс-конференций, медиа-китов, бэкграундов.
2.12. Основные принципы клиентского
PR, внутрикорпоративного PR, кризисного PR, иных видов PR.
2.13. Основные принципы работы с
конкурентной средой.
2.14. Основы журналистики.
2.15. Законодательство о рекламе, о
средствах массовой информации.
2.16. Компьютерные технологии и
программное обеспечение по автоматизированной обработке информации (текстов,
базы данных и т.д.).
2.17. Основы этики, социологии,
психологии, филологии.
2.18. Правила ведения деловой
переписки.
2.19. Состав информации, являющейся
государственной, служебной и коммерческой тайной, порядок ее защиты и
использования.
3. Назначение на должность
PR-специалиста и освобождение от должности производится приказом руководителя
предприятия по представлению директора.
4. PR-специалист подчиняется
непосредственно (PR-менеджеру; иному должностному лицу)
II. Должностные
обязанности
1. Реализует PR-стратегию,
разработанную PR-менеджером.
2. Собирает информацию о внешнем
имидже предприятия.
3. Проводит опросы целевых аудиторий
в соответствии с принятыми планами.
4. Тестирует потребительское
отношение к продукции (услугам) в фокус-группах.
5. Собирает статистические данные о
потенциальных потребителях и конкурентах.
6. Классифицирует потребителей по
целевым направлениям, систематизирует информацию о потребителях.
7. Готовит материалы официальных
сообщений для печати.
8. Устанавливает контакты с
представителями средств массовой информации, размещает необходимую информацию в
СМИ.
9. Участвует в выставках,
презентациях устраиваемых предприятием, или в акциях, организуемых совместно с
иными предприятиями.
10. Готовит тексты выступлений,
материалы (в т.ч. слайды, фильмы) для пресс-конференций, пресс-релизов и т.д.
11. Изучает публикации о
предприятии, его товарах и услугах в средствах массовой информации, готовит
обзоры и представляет их PR-менеджеру.
12. Готовит доклады и предложения по
различным проектам.
13. Контактирует с рекламными
агентствами.
14. Выполняет служебные поручения
PR-менеджера.
III. Права
PR-специалист имеет право:
1. На информацию о всех показателях
работы предприятия.
2. Знакомиться с документами,
определяющими его права и обязанности, критерии оценки качества исполнения
обязанностей.
3. Вносить на рассмотрение
руководства предприятия предложения по совершенствованию работы, связанной с
предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
4. Требовать от руководства
предприятия обеспечения организационно-технических условий, необходимых для
исполнения обязанностей.
IV. Ответственность
PR-специалист несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или
неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей
должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым
законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в
процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим
административным, уголовным и гражданским законодательством Российской
Федерации.
3. За причинение материального
ущерба предприятию — в пределах, установленных действующим трудовым и
гражданским законодательством Российской Федерации.
Источник: http://www.hr-portal.ru |