Талантливый и высокооплачиваемый
копирайтер из крупного рекламного агентства на условиях анонимности объяснил
откуда берется скучная и бездарная реклама.
Несколько лет назад я работал в
огромном транснациональном рекламном агентстве на огромном транснациональном
бренде огромным транснациональным копирайтером.
Это время кажется мне эпохой упадка.
Пойти в рекламу — компромисс. Всегда проще постучаться в двери агентства, чем
искать промоутеров, издателей или спонсоров для твоих собственных работ. С утра
до ночи я производил продукт низкого качества и сомнительной эстетической
ценности. Клиент платил мне кучу денег и поэтому думал, что всегда прав. Клиент
не имел никакого художественного образования, он никогда не ходил на занятия по
эстетике, бальным танцам, английской литературе, рисованию и истории Средних
веков.
Клиент когда-то был секретаршей, но
потом рос, рос и вырос, окончив факультет менеджмента с дипломом по теме
«Салями как основная предпосылка к развитию туризма в Венгерской Республике».
Клиент мог заявить: «Давайте уберем красный цвет из этой картинки — он
напоминает мне кровь» или «Давайте исключим из текста слово "странники” — так
нельзя сказать по-русски» или «Замените в описании электронных часов слово
"дисплей” на слово "циферблат”.
Чтобы вскрыть этот социальный нарыв,
я решил синтезировать типичную ситуацию пошагового общения с клиентом на
примере несуществующей рекламы. Ниже вы сможете увидеть рекламную идею на двух
стадиях — как она выглядела до вмешательства клиента (хорошая) и какой она
стала после (без крови, странников и с циферблатом).
Шаг первый.
Клиент, который производит порошок
"КЛИН”, просит вас создать рекламу для прессы. Реклама должна быть остроумной,
интеллектуальной, обращаться к студенчеству и убеждать студенчество в том, что
лучше, чем "КЛИН”, трусы после госэкзамена отстирает только водородная бомба.
Шаг второй.
Вы приходите к клиенту с такой
картинкой: абсолютно белый фон. На белом фоне шесть или девять пятен от вина,
расположенные рядами. Под каждым пятном название сорта вина, выполненное
изящной прописью.
Текст: "Стиральный порошок „КЛИН”
совершенно не разбирается в винах!». В правом нижнем углу изображение продукта.
Клиент дико хохочет, закатывает
глаза, благодарит за отличную работу, жмет вам руки, называет гением, зовет
сотрудников из бухгалтерии, и тем тоже все невероятно нравится.
Шаг третий.
Вам звонит клиент и сообщает, что
идея утверждена на высшем уровне, менять ее нельзя, но требуется внести
небольшие поправки, а именно добавить в принт изображение семьи.
— Семьи студента? — спрашиваете
зачем-то вы и чувствуете себя кретином.
— Просто семьи — мама, папа, дочь,
сын! — немного раздраженно отвечает клиент, который, как и вы, думает, что вы
немножечко кретин.
Шаг четвертый.
Вы приносите новую картинку, но
которой действительно изображена абсолютно счастливая семья: мама, папа, дочь,
сын и собака сеттер. У мамы — бокал с вином, у папы — бокал с вином, у дочери —
бокал с соком, у собаки вывалился розовый язык. Снизу надпись: «Стиральный
порошок "КЛИН” совершенно не разбирается в винах!»
Клиент мрачно смотрит на этот триумф
счастья, добра и гармонии, а потом мрачно сообщает, что изображение очень
похоже на рекламу вина. Все ваши возражения, вопли и даже танец с маркером,
который вы исполнили перед доской-чартом, никак не меняют точки зрения клиента.
Он просит поменять вино на сок как в изображениях, так и в тексте.
Шаг пятый.
Вы снова приносите картинку, на
которой представлена счастливая семья: мама, папа, дочь, сын и собака сеттер.
Все пятеро улыбаются. У мамы — бокал с соком, у папы — бокал с соком, у сына —
бокал с соком, у дочери — бокал с соком, у собаки вывалился розовый язык, но,
если долго смотреть, то кажется, что это тоже бокал с соком. Снизу надпись:
«Стиральный порошок „КЛИН» совершенно не разбирается в соках!«
Клиент амбивалентен. С одной
стороны, он ЭТО почти любит, потому что идея де-факто теперь принадлежит ему, а
с другой стороны, он не может определить, что именно ему не нравится.
— Давайте избавляться от сока,
какая-то ерунда получается. Потребитель не поймет, — сообщает клиент с
интонацией заботливого отца, который на собственном примере показывает детям,
почему не надо есть стекло.
— И как же это будет выглядеть ? —
недоумеваете вы.
— "Стиральный порошок „КЛИНТ”
совершенно не разбирается … "
— И что это значит ?
— Ну как…
— Это же абсурд!
— Вы слишком далеки от народа. — улыбается
клиент. — Народ же тоже ни в чем не разбирается, народ любит решительных и
храбрых, поэтому реклама должна быть решительной и храброй соответственно…
— …
Шаг шестой.
Вы кое-как обыгрываете комментарии
клиента, проводите изнурительную фотосъемку, в процессе которой дети не без
успеха пытаются развинтить операторский штатив, бокалы бьются, собака писает на
белый задник — в суматохе с ней забыли погулять, а она старая, у нее почки и
линька, и это очень заметно на слайде. Клиент просит, "чтобы семья вела себя
раскованно и веселее”. Половина слайдов оказывается в браке, но это уже не
важно, потому что финал близок.
Шаг седьмой.
За сорок три минуты до отправки
макетов в печать, звонит клиент и говорит, что забыл сказать самое главное:
ПОРОШОК "КЛИН” НЕ СОДЕРЖИТ ХЛОРА ! Он грозит скандалом, обвиняет агентство в
срывах сроков и доводит до вашего сведения, что это не его проблема и "хлор”
должен быть непременно.
Курьер из типографии уже больше часа
мнется в комнате у дизайнеров, и все хотят, чтобы он поскорее ушел.
Шаг восьмой.
Счастливая семья с пустыми бокалами.
Мама, папа, сын и дочь в пароксизме неестественного, нездорового, беспричинного
ликования. Собака смотрит на хозяев с недоверием и тревогой.
ТЕКСТ: "Стиральный порошок „КЛИН”
совершенно не разбирается и не содержит хлора!” В правом нижнем углу
изображение продукта.
Статья была опубликована в 2005 году
в журнале Esquire. Кажется, с тех пор ничего не изменилось.
Источник: http://voffka.com |