Черный PR - явление, старое, как
мир. И мы с Вами гораздо больше подвержены ему, чем может показаться на первый
взгляд. Не верите? Приведем очевидный пример.
Мы с Вами твердо знаем, что Сальери
- отравитель Моцарта. Хотя на самом деле Сальери Моцарта не отравлял! История
говорит о Сальери совсем другое: выдающийся композитор и педагог, учитель
Бетховена, Шуберта, Листа… Но такой уж пиар ему сделал Александр Сергеевич Пушкин:
Сальери:
Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные…
Затем многочисленные постановки и
экранизации (например, фильм "Амадеус", собравший многомиллионную
аудиторию) закрепили в массовом сознании злодейский образ Сальери.
Итак, наше мировосприятие искажено
великими классиками, "по-черному пиарившими" нас, так сказать, со
школьной скамьи. Да, жизнь сложная штука… Но мы пишем о бизнесе.
История 1. Дедушка
русской "заказухи"
Ведутся споры о том, кто является
отцом российского черного PR’а. Можно прочитать, например, что "понятие
"черный PR" ввел в русскоязычный обиход Виктор Пелевин в романе
"Generation P". Ну, может, с терминологической точки зрения это
правильно. А с точки зрения идейной все началось гораздо раньше.
Фаддей Венедиктович Булгарин -
фигура в Росиии первой половины 19 века достаточно известная - был, помимо
всего прочего, еще и копирайтером, можно даже сказать, основоположником
текстовой рекламы. В своей газете "Северная пчела", издаваемой с 1825
года, Булгарин публиковал фельетоны, например, вот такие:
"Однажды прохаживался я по
Гостиному двору и увидел в одной из лавок серебряную табакерку.
— Что хочешь за эту вещь? — спросил
я хозяина.
— Тридцать пять рублей, — отвечал
купец.
— Дам пять, — сказал я в шутку и
пошел.
В двадцати шагах от лавки мальчик
догнал меня и, подавая табакерку, сказал: "Извольте-с! Пожалуйте пять
рублей". Я заплатил и ужаснулся..."
Подобный "слив" повергал
торговцев из "Гостинки" в трепет. Боясь потерять своих клиентов,
гостинодворцы несли Булгарину различные подношения. Фаддей Венедиктович никому
не отказывал. А после купеческих подарков в "Северной пчеле"
появлялись заметки уже иного рода:
"Главная отличительная черта
этого магазина — честность. Пошлите ребенка - его также примут, как вельможу, и
за одинакую цену отпустят товары...
... Если вам нужно купить цепочку и
даже бриллианты, то ступайте в лавку К-ва. Его вещи уважают даже за границею, в
пробе золота и доброте камней вы можете верить его слову!"
Классическая заказуха. Но перескочим
лет через 100.
История 2. Голливуд
против Форда
Вы думаете, "продукт
плэйсмент" — изобретение последних десятилетий? Ничуть не бывало…
Генри Форд, основатель современной
автомобильной промышленности, обладал, как и многие незаурядные люди, своими
странностями. В частности, он был ярым антисемитом и даже инициировал издание
на английском языке печально известных "Протоколов Сионских мудрецов"
(еще один знаменитый образчик черного пиара). Совсем "распоясавшись",
Генри Форд, в частности, заявил, что евреи развращают христиан с помощью
"сифилиса, азартных игр, джаза и… Голливуда", который "призван
уничтожать истинную красоту и культуру".
Потеряв терпение, деятели Голливуда
упомянутой национальности явились к Форду и пригрозили: если Генри Форд
продолжит в том же духе, в голливудских фильмах станут разбиваться
исключительно автомобили "Форд", а в каждом выпуске кинохроники
появятся кадры автомобильных катастроф, происходящих с машинами той же марки.
Генри Форд серьезно задумался…
Да, руководитель крупной компании -
такой же человек, как и все, и, как говорится, "со своими
тараканами". Проблема в том, что он - постоянно "на виду".
Конституция демократического государства гарантирует свободу совести и
позволяет гражданам иметь какие угодно взгляды. Но если Вы находитесь на
публике, то держите ваши взгляды при себе и будьте особенно осторожны в том,
что касается религии, сексуальных тем и межэтнических отношений. В противном
случае Вы рискуете стать мишенью падких на скандалы журналистов, а то и
кинематографистов, как старик Форд…
Но что это мы все о мелочах. История
20-го века знает примеры анти-рекламных кампаний, проводимых на уровне целого
государства.. Образчик подобного государственного "черного PR", т.е.,
согласно одному из определений, -информации, направленной на создание у
клиентов и потенциальных клиентов негативного отношения к определенному товару
или услуге-, Вы, уважаемый Читатель, видите регулярно… на пачке сигарет. Как Вы
уже, наверно, догадались, речь идет о знаменитом предупреждении Минздрава.
Прочитали? Прочитали. Согласны? Да, в общем-то, с медиками не поспоришь.
Бросили?...
Да, россиянин призывам медиков не
внемлет. Авторы - люди, вероятно, умные и образованные " тем не менее
забыли, что человек " существо иррациональное. В США к той же проблеме
подошли с другой стороны.
История 3. No smoking.
Чтобы представить себе, на что
замахнулись американские "борцы с курением", надо усвоить, что до
этого в течение 4-х десятилетий табачные кампании вкладывали миллиарды долларов
в формирование образа курильщика - независимого, сексуального, преуспевающего —
прямо-таки живое воплощение американской мечты.
К середине 60-х годов 50%
американцев курило, а табачная промышленность превратилась в самую преуспевающую
отрасль США. И вот этому-то монстру и объявили войну. Трудно сказать, кто стоял
у истоков 25-летней антитабачной PR-кампании. По официальной версии, это врачи,
обнаружившие прямую связь между курением и раковыми заболеваниями. Можно
сказать одно: война выиграна, враг повержен.
В первую очередь общество борьбы с
курением решило разрушить традиционный романтический образ курильщика. В
частности, чтобы изменить отношение американцев к упомянутым "ковбоям
Мальборо", была снята серия документальных роликов, в том числе и о
ковбоях - не телевизионных, а реальных. Вот, например, ковбой, кое-как
держащийся в седле… к крупу лошади привязан кислородный аппарат, от которого к
ноздрям ковбоя тянутся прозрачные шланги. Ковбой рассказывает зрителям о том,
как курение довело его до жизни такой…
"Но может быть, самое сильное
впечатление на курильщиков произвело прощание знаменитого и очень любимого в
Америке киноактера Юла Бриннера, кстати, нашего соотечественника. Он умирал от
рака легких и незадолго до смерти пригласил к себе съемочную группу, чтобы
появиться на экране в последний раз. Он хотел записать напутствие тем, кто
остается жить. По желанию актера эта запись вышла в эфир сразу после его
смерти. "- Меня нет в живых, — сказал он, глядя в объектив камеры, — И я
хочу сказать вам " не курите. Делайте что хотите, но только не
курите". (Таратута М.А., Америка с Михаилом Таратутой, М., 2004 г., с.
56.)
Табачные компании, конечно,
сопротивлялись, заявляя - с привлечением каких-то мед-экспертов - что
"никакой угрозы для здоровья курение сигарет с фильтром не
представляет"; даже попытались перейти в контр-наступление (в одной из
сигаретных реклам той поры курильщик заявляет: "Это мне рекомендует
врач").
Но шила в мешке не утаишь.
Последовало несколько громких судебных процессов, в которых некурящие
отстаивали свои права на чистый воздух. Общество борьбы с курением стало давить
на законодателей, которые начали ввозить запреты на курение в офисах, в
ресторанах, самолетах... Затем - полный запрет на рекламу табака… А пресса поспешила
проинформировать деловое сообщество о том, что курильщики чаще болеют и
обходятся работодателям на тысячу долларов в год дороже некурящих. Стереотип
был сломлен. Сигарета стала признаком принадлежности к низшим слоям, работягам
или новым эмигрантам.
В результате подобной массированной
PR-атаки более 40 миллионов американцев бросили курить. А убытки табачных
компаний не поддаются подсчету. Впрочем, вряд ли рядовые американцы этим
расстроены, выиграв и в финансовом отношении, и в отношении своего здоровья.
По субъективному мнению автора,
данный пример черного PR достоин всяческого подражания.
В чем разница между российской и
американской антитабачными кампаниями? (А также, к примеру, с неудачной
советской "антиалкогольной" эпопеей?) Предлагаем читателям подумать
об этом самостоятельно.
Кстати, при всей тщетности призывов
Минздрава, чувствительный эффект возымела явно "черно-пиаровская"
акция, проведенная в 2001 году в Ставрополье. Некий анонимный
"доброжелатель" распространял в районных поликлиниках листовки, в
которых курильщикам сигарет "Петр I" и "LD" рекомендовалось
срочно пройти флюорографию. Последовал кратковременный обвал продаж упомянутых
марок…
Разного рода сплетни, а то и
намеренный вброс компромата со стороны конкурентов - неизбежная плата за
лидерство. Поэтому компании, претендующей на заметную долю рынка, нужно
встречать подобное во всеоружии: хотите того или не хотите, Вы многим
переходите дорогу. На практике часто появление в прессе "сливной"
публикации оказывается для руководства компании полной неожиданностью...
Понятно, что черный PR — как и все в
этой жизни — бывает разного уровня. На некую одиночную акцию - тем более, не
базирующуюся на реальных фактах — имеет смысл вообще не реагировать, не тратить
на это нервы и бюджет, и продолжать спокойно работать… Важно, не впадая в
панику ("Что пишут, подлецы!"), неэмоционально взвесить факты. Очень
возможно, что однократная публикация "слива" прошла незамеченной, а
вот "опровержение" как раз привлечет внимание публики:
"Оправдывается " значит, виноват!".
Мы же вспомним еще несколько
международных PR-кампаний недавнего прошлого, с которыми все далеко не так
однозначно, но можно делать кое-какие предположения…
История 4: Как $ 220
млрд. вылетело в озоновую дыру
Впервые об озоновой дыре заговорили
в 1957 г., когда английские ученые обнаружили значительные колебания толщины
озонового слоя над Антарктидой.
А уже в 1974 г. американцы Роулэнд и
Молина выдвинули предположение, что в разрушении озонового слоя могут быть
виноваты выбросы в атмосферу промышленных фреоновых газов, которые используются
в холодильной промышленности, в кондиционерах и в аэрозольных баллончиках.
Правда, сами авторы гипотезы на этом не настаивали; кроме того, ряд других
ученых полагал, что колебания в толщине озонового слоя вполне закономерны и
регулируются естественными природными процессами.
Однако джин был выпущен из бутылки.
Началась кампания по борьбе с фреонами, к которой подключился ряд общественных
организаций, в том числе знаменитый Гринпис.
"В 1998 году материальные средства гринписовцев по всему миру
составили 117.8 млн долларов в активах…
Гринпис часто ловили и привлекали к суду за фабрикацию доказательств,
якобы свидетельствующих о нанесении вреда окружающей среде. В этой связи можно
вспомнить следующие моменты:
• умышленная пытка тюленей перед камерой в 1979 году;
• гонорар западноафриканским рыбакам за отлов зараженной рыбы;
• наем подростков для того, чтобы они вырвали утробный плод у беременной
кенгуру для фильма "Прощай, Джой", снятого Гринпис в 1986 году;
• изображение чистого песка как радиоактивно загрязненного в 1996 году;
• гонорар подросткам из Сиэтла по 5 долларов каждому за то, чтобы они
протестовали перед камерой против продажи исландской рыбы в 1999 году.
/.../ Притчей во языцех стал оглушительный скандал конца 70-х годов,
когда французские журналисты доказали, что протесты местного отделения Гринпис
против строительства во Франции АЭС оплачивались из американского кармана, а
сами действия протестантов были согласованы с правительством США, продвигавшим
на европейский рынок свои энергетические компании".
Гринпис
…В 1985 году в Вене была принята
международная конвенция по сохранению озонового слоя, а через несколько месяцев
над Антарктидой обнаружили огромную "озоновую дыру". После чего в
1987 году тридцать семь стран подписали Монреальский протокол, по которому все
они обязались избавляться от вредных фреонов.
Однако ряд ученых считает, что
шумиха вокруг "озоновых дыр" — мистификация, затеянная несколькими
крупными корпорациями, во главе с "Дюпоном".
"Фреоны действительно могут
наносить вред озоновому слою, но опыт показывает, что они в гораздо больших
количествах извергаются вулканами, чем человеком… Разумеется, есть причины (и
причины вполне естественные, а не искусственные), способствующие утончению
озонового слоя, но ничего необратимого не происходит, и главное здесь —
динамика, периодические колебательные движения. Об этом убедительно говорят
спутниковые наблюдения...
— Но тогда естественно спросить:
почему люди так настойчиво твердят об опасности, связанной с озоновым слоем?
Кто заинтересован в том, чтобы подтасовывать научные данные и создавать
наукообразные мифы?
— Боюсь, что здесь играют большую
роль деньги. Смена фреонов приносит громадные доходы крупным химическим
компаниям, которые выпускают так называемые более здоровые фреоны. Смена
холодильников и кондиционеров в США в прошлом году обошлась потребителю в 220
млрд. долларов". (Д. Молдаванов, Глобальное потепление и озоновые дыры
" наукообразные мифы (Беседа с профессором А.П. Капицей)
История 5: От фреонов
" к прионам. Различные варианты "Чумы-XXI"
А Вы помните историю про
"коровье бешенство"? Да-да, так с подачи журналистов стали называть
губчатый энцефалит крупного рогатого скота. Общеевропейский ажиотаж вокруг этой
проблемы затмил даже панику, возникшую в свое время по поводу эпидемии СПИДа.
Обратите внимание на схему: вначале
появляются сообщения о нескольких случаях "странного заболевания";
затем - шумиха в прессе. Следует обнародование "ужасающих
подробностей", сопровождаемых живописными фотографиями, а также различными
малоправдоподобными гипотезами происхождения неизвестной болезни - от
намеренной акции военных до космической пыли, выпавшей из хвоста комет. Быстро
возникает паника. Затем власти, идя навстречу гласу народному, "на всякий
случай" закручивают гайки.
Вот факты:
1) с середины 80-х годов в
Великобритании начинается эпидемия губчатого энцефалита среди коров. Пик
заболевания пришелся на 1992 год.
2) В начале 90-х годов в прессе
появляются сообщения о возникновении неизвестной до этого формы болезни
Крейтцфельдта"Якоба, - очень опасной для человека. Ряд смертельных исходов
зафиксирован в Великобритании. По мнению ученых, причина болезни - особые белки
— "прионы". Пока что особой тревоги ситуация не вызывает.
3) Появляется информация о научных
данных, якобы указывающих на связь "коровьего бешенства" с
возникновением новой формы смертельной болезни. Правда, достоверно этого пока
что никто не доказал. Кроме того, есть ряд аргументов, не укладывающихся в
данную гипотезу. Во-первых, мясо вообще не содержит прионов, а их источники —
мозги и селезенку — в пищу практически никто не употребляет. Во-вторых,
говядину едят миллионы людей, а заболели лишь десятки. И в-третьих, самое
любопытное — среди заболевших новой болезнью были... вегетарианцы!
Тем не менее, ажиотаж в Европе
растет. Пока ученые спорят о том, можно ли доверять упомянутой гипотезе, ЕЭС
накладывает эмбарго на экспорт английского мяса. В Великобритании забиты и
сожжены миллионы коров. Число заболевших животных было значительно меньшим
(около 176 тыс.), но если в стаде обнаруживали хотя бы одну корову с признаками
"коровьего бешенства", уничтожалось все стадо. Потребление говядины
сократилось в несколько раз, разорились тысячи фермеров, некоторые из них
покончили жизнь самоубийством. Ущерб, нанесенный английской экономике,
выражается запредельной цифрой в 200 млрд. фунтов стерлингов.
После этого шумиха вокруг ужасной
болезни резко пошла на убыль…
Эта история вызывает в памяти уже
совсем недавнюю ситуацию вокруг следующего претендента на звание "ЧУМЫ XXI
века" — атипичной пневмонии, с которой тоже много неясного. Паника была
столь же несоразмерна масштабам болезни (смертность от "атипичной
пневмонии" составила 3,5 процента заболевших; для сравнения, в случае
обычной пневмонии умирает 4 процента заболевших) и столь же быстро
прекратилась. Эпидемия постоянно распространялась, но количество больных
менялось весьма мало, а очаги ее так и остались в Гонконге и китайской
провинции Гуандун. Похоже, что страх перед новой болезнью распространялся куда
быстрее самой болезни. В дополнение ко всему, расползлись слухи, что товары из
Китая могут нести в себе возбудителей загадочного заболевания… Для многих
отраслей китайской экономики - прежде всего туризма, ресторанного бизнеса и
транспорта - настали тяжелые времена.
Можно только гадать, кому оказалась
выгодной "атипичная истерия" — странам-конкурентам Китая? А может,
кто-то захотел отвлечь внимание людей от известных событий в Ираке, с которыми
совпала по времени китайская эпидемия?...
Но налицо общий прием: ажиотаж
вокруг событий явно "локального значения" раздувается с помощью игры
на человеческом страхе и на любви журналистов к сенсациям.
В заключение еще немного информации
к размышлению. Почти цитата: "Проблема
2000" грозит мировым апокалипсисом!
1-го января 2000 года из-за сбоев в компьютерах прекратят работу все
госучреждения; встанет транспорт; закроются магазины, больницы, полицейские
участки; хакеры проникнут в вычислительные центры Пентагона, ЦРУ и крупнейших
банков; выйдут из строя системы безопасности атомных электростанций; произойдет
самопроизвольный запуск баллистических ракет; весь мир погрузится во тьму и
воцарится хаос…
Но не все потеряно! Гениальные программисты знают, как спасти
человечество. За дело берется компания М…т!
Необходимо оснастить новым, более надежным, программным обеспечением
компьютеры всех государственных организаций и коммерческих фирм. Необходимо
проверить на предмет корректной работы электронные устройства в лифтах,
автомобилях, самолётах, системах безопасности, медоборудовании,
кардиостимуляторах. В США на решение проблемы брошено 30 млрд. долл., а во всём
мире — около 600 млрд. долл. Но стоит ли говорить о деньгах, когда на карте —
судьба мира!.
Эксперты рекомендуют воздержаться от покупки компьютеров до тех пор,
пока проблема не будет решена. Не забудьте застраховаться и запастись теплыми
одеялами! Вкладывайте средства в недвижимость и в золото! До конца света осталось...
дней,... часов,... минут,... секунд!"
Источник: http://www.business-magazine.ru |