Компания FIAT является достоянием
Италии. Самая любимая, самая известная и почитаемая. Компания, возглавляемая
легендарной семьей Аньелли. История FIAT – это история всей Италии. Посудите
сами, в свое время руководство компании сотрудничало и с американцами, и с
нацистами, и с коммунистами. А многие поговаривают, что у семьи Аньелли была
связь и с итальянской мафией.
Это не считая того, что позиции
Джованни и Джанни Аньелли в обществе и на политической арене всегда были
сильны. В этой статье я постараюсь рассмотреть историю компании FIAT неразрывно
связанную с этим известным итальянским семейством.
Как все начиналось?
Джованни Аньелли родился 13 августа
1866 года в деревне Виллар Пероза, расположенной недалеко от города Турина,
известного своим футбольным клубом Ювентус (частью которого владеет семья
Аньелли сегодня). Аньелли получил профессию инженера, отслужил в армии, а к 26
годам уже был мэром своей небольшой деревушки. Впрочем, прожить жизнь в этом
тихом и уютном месте – явно не то, чего желал Джованни. Когда в конце века люди
стали всерьез говорить о самодвижущихся повозках, которым не нужны лошади,
Аньелли заинтересовался. Он был просто поражен тем, чего смогли добиться
Вильгельм Майбах и Готтлиб Даймлер. Автомобили быстро стали предметом всех
размышлений Джованни. Он хотел, чтобы Италия занималась производством этого
вида транспорта.
Вскоре будущий глава FIAT перебрался
в Турин, где перезнакомился с большим количеством людей, которые, как и он сам
увлекались автомобилями. Многие из них были представителями итальянской
аристократии. У них были деньги и желание начать свой собственный бизнес. И они
сделали это. 11 июля 1899 года была основана компания "Società Anonima
Fabbrica Italiana Automobili Torino" («Акционерное общество автомобильного
завода в Турине»). Одним из членов правления FIAT стал Джованни Аньелли.
Стоит отметить, что компания
появилась не на пустом месте. В ее основе легла автомастерская Джованни
Чейрано, человека, который известен тем, что создал первый автомобиль в Италии.
Все дело Чейрано было выкуплено FIAT за 30 тысяч лир. Впрочем, на первых порах
компания не могла создавать полностью свои автомобили. Корпуса и двигатели
приходили из Франции и Германии, и собирались уже в Италии. Но ведь нужно было
с чего-то начинать?
Уже в те годы проявилось умение
Аньелли располагать к себе людей. Он очень быстро сумел проникнуть в
аристократические круги Италии, став там своим человеком. Конечно, он был не
абы кто, а мэр. Но лишь небольшой деревушки. Так что можно смело утверждать,
что Аньелли был гением networking’а.
В 1900 году открыл свои двери первый
завод FIAT в corso Dante. В первый год компанией было нанято 150 рабочих, и
произведено 24 автомобиля. Конечно, первые модели FIAT совсем не впечатляли.
Компания отставала от аналогичных разработок в США и Европе. Например, первая
модель FIAT обладала двигателем с 3,5 лошадиными силами. Впрочем, уже 12 лет
спустя компания выпустит знаменитый S76, который будет иметь 4 цилиндра и 290
лошадиных сил. Надо ли говорить, что FIAT к тому времени станет одним из самых
активных участников автомобильных гонок.
Впрочем, первую победу в гонках FIAT
одержала уже в 1902 году. Это была модель 24 HP за рулем которой был Винченцо
Лянча. В некоторых гонках (я бы отметил, что это были не привычные нам
соревнования, а скорее автопробеги) участвовал и сам Джованни Аньелли.
В 1902 Аньелли был назначен
исполнительным директором FIAT. С этого времени и до середины века вся власть в
компании была сосредоточена в его руках. По сути, весь успех FIAT был связан
неразрывно с его руководителем. Аньелли был жестким диктатором, который
умудрялся при этом почти всегда принимать правильные решения. Он никогда не
переставал учиться. Первое, что он сделал, став исполнительным директором FIAT,
так это посетил заводы FORD в США. Там он увидел множество интересных решений,
и проникся идеями основоположника современного менеджмента Фредерика Тейлора. С
этого момента на заводах FIAT пошли серьезные изменения, которые должны были
поспособствовать потоковому производству. Впрочем, в отличие от того же FORD’а
на начальном этапе автомобили FIAT оставались уделом аристократии – это было не
просто средство передвижение, а достаточно дорогое удовольствие. По большому
счету, настоящее серийное производство автомобилей FIAT начнется только в 1912
году. Именно с этого момента можно будет сказать, что для Италии автомобиль
станет «не роскошью, а средством передвижения».
В 1908 году произошло сразу же
несколько важных событий для компании FIAT. Во-первых, было открыто ее
подразделение в США. К тому времени FIAT уже продавала свои машины на
территории Европы, а выход на американский рынок был логичным продолжением
экспансии компании за рубеж. При этом стоит отметить, что к тому времени FIAT
занималась не только выпуском автомобилей, но и автобусов, судовых двигателей,
грузовых автомобилей и трамваев. Второе важное событие заключается в том, что
FIAT оказался в суде. С целью повышения акций компания манипулировала своим
финансовым отчетом. Многие представители совета правления покинули компанию
после этого скандала. А вот Джованни Аньелли был оправдан. Ах да, стоит еще
отметить и то, что FIAT к этому времени становится крупнейшим производителем
автомобилей в Италии. Ну а к 1910 году Джованни Аньелли закончил постепенную
скупку акций компании. Так и получилось, что фактически он стал собственником
FIAT.
Постепенно компания начинает
приобретать свою философию. В то время как Генри Форд продолжал выпускать
однообразные автомобили одного цвета, Fiat начинает обращать пристальное
внимание на дизайн каждой модели. Это был важный момент, который позволил
компании набирать, когда тот же Ford испытывал кризис.
В 1916 году началось строительство
знаменитого завода Lingatto. Оно было закончено только через 6 лет. На то время
это был самый крупный автомобильный завод в Европе, ставший настоящим символом
Италии.
При этом в плане организации работы
FIAT далеко ушла от тейлоризма. В компании стали уделять гораздо больше
внимания своим сотрудникам. В частности, появились специальные школы и
спортивные клубы для работников FIAT и их детей. В компании была достаточно
мощная по тем временам система здравоохранения. В общем, старались как могли.
Правда, получилось не очень. Считается, что все данные мероприятия, затеянные
руководством автомобильного гиганта, в итоге провалились.
Первая мировая война заставила FIAT
переориентировать свое производство на военные нужды. После окончания войны
возникали периодические проблемы с итальянскими коммунистами. Некоторое время
FIAT переживала не самые лучшие времена. К счастью, ситуацию помогли исправить
фашисты. Приход к власти Муссолини ознаменовался тем, что в стране начинает
активно развиваться автомобильная промышленность. Был создан даже специальный
холдинг под эгидой правительства, в который вошла и компания FIAT. Аньелли
тесно сотрудничал с правительством, и даже стал к тому времени сенатором.
Собственно, главным результатом
правительственной программы того времени стал выпуск настоящего народного
автомобиля, которым стал Topolino. Это
был настоящий хит. В Европе Topolino расходился молниеносно. Однако связь
Аньелли с Муссолини имела и отрицательные последствия. После окончания войны
Джованни был отстранен от управления FIAT. А 16 декабря 1945 года умер. FIAT
был национализирован и на несколько десятилетий стал принадлежать государству,
чтобы потом вновь вернуться в руки семьи Аньелли.
Джанни Аньелли –
легенда своего времени
Все последующие успехи компании FIAT
связаны с именем внука Джованни Аньелли – Джанни. Почему не сына? Эдуардо
Аньелли сумел засветиться, когда в 1923 году возглавил футбольный клуб
«Ювентус». Он достаточно успешно руководил командой. Но, увы, погиб в
авиакатастрофе. Воспитывать его сына пришлось деду. Возможно, это даже хорошо,
так как Джанни с детства познал все секреты FIAT и автомобильного бизнеса. Во
время Второй мировой войны он прошел через все тяготы фронта. Ну а в возрасте
24 лет возглавил команду Ювентус. Спустя примерно 10 лет после этого события
всеми делами в команде занимался уже брат Джанни. Сам Аньелли-старший вел
разгульную жизнь, встречаясь с красотками, и устраивая масштабный попойки.
Среди его подруг были известные актрисы и певицы. В бизнес Джанни вернулся
только в 60-е, когда зашла речь о приватизации FIAT. Аньелли подумал, что
вполне может возродить дело деда. К тому же у него были деньги, чтобы
приобрести компанию. Так и получилось, что автомобильный гигант вновь перешел в
руки семьи Аньелли.
Вообще, середина 60-х годов была
непростым временем для компании. С одной стороны наблюдался экономический бум,
производство автомобилей и доходы компании росли, но с другой – у FIAT все чаще
возникали проблемы с профсоюзами, заканчивающиеся массовыми забастовками. По
статистике, в одном только 1969 году на забастовки ушло 15 миллионов часов.
Рабочие требовали, чтобы их права уважали.
Постепенно проблемы с профсоюзами
решались. Если говорить о производственном процессе, то главной целью Джанни
Аньелли на первые годы стала автоматизация производства. Нужно было максимально
автоматизировать все процессы производства, чтобы сократить издержки.
Серьезную роль в успехе
Аньелли-младшего сыграл и СССР. Все дело в том, что в 1966 году FIAT заключил
договор с «советами», согласно которому был построен Волжский автозавод в
городе Тольятти. Уже скоро оттуда стали выходить первые автомобили «Жигули»,
являвшиеся чистейшими копиями FIAT. Странно, что у нас получалось производить
эти автомобили хуже, чем у итальянцев. Надежность оригинальных FIAT была
несколько выше.
70-80-е годы были не самым простым
временем для компании. Постоянные забастовки профсоюзов, нефтяной кризис – это
были серьезные проблемы глобального характера, которые порождали множество
локальных неурядиц. Все это приходилось постепенно решать. При этом
правительство Италии всегда благосклонно относилось к FIAT. Самое интересное
заключается в том, что в эти годы в прессе часто появлялась информация о том,
что один из управляющих компании FIAT дает взятки, или о том, что кто-то в
компании связан с мафией.
По большому счету общество прекрасно
понимало, что семья Аньелли (как и Берлускони) имеет определенные связи с
мафиозными структурами. Только вот никто не знал, насколько они сильны, и как
влияют на положение компании. В конце концов, какая разница? FIAT к тому
времени уже стал крупнейшим производителем автомобилей Италии и самым крупным
работодателем в стране. Если говорить о каких-то инновациях в производственном
процессе, то тут в первую очередь стоит отметить появление в 1978 году
роботизированной системы сборки кузова под названием Robogate. Это был очень
важный шаг для компании, учитывая, что Аньелли считал своей наиважнейшей
задачей автоматизацию производственных процессов.
Начиная с 1979 года, FIAT
превращается в холдинг. Компания приобрела ряд успешных автомобильных брендов:
Lancia, Abart и Ferrari. При этом с Ferrari история была не такой простой, как
кажется. Сначала FIAT приобрел только 50% акций культовой компании из
Маранелло. И только спустя 5 лет смог увеличить свою долю в компании до 87%.
При этом, правда, Ferrari получила достаточно большую самостоятельность.
Компания совершенно не зависела от FIAT, и сама принимала все управленческие
решения. В 1984 году к холдингу FIAT присоединится еще одна культовая
итальянская автомобильная марка – Alfa Romeo. А в 1993 году ассортимент брендов
компании будет пополнен еще и спортивным автомобилем Maserati.
К началу 90-х годов более 60%
оборота FIAT составляли продажи автомобилей за пределами Италии. А к концу 90-х
компания стала уделять серьезное внимание развивающимся рынкам. В 2003 году
Джанни Аньели покинул этот мир. Дела у FIAT в это время шли, мягко говоря, не
очень хорошо. К счастью, в компании оказался человек, способный исправить
ситуацию.
Серджио Маркионне в
роли спасателя
В конце XX века FIAT переживал
настоящий кризис. Свои проблемы в компании пытались решать при помощи
государственной помощи. Но становилось понятно, что долго протянуть в таком
положении не удастся. Естественно, в компании один за другим менялись и
руководители, которых выбирала семья Аньелли. Одним из них и стал Серджио
Маркионне.
Маркионне получил свое образование в
Канаде. Там же он и начал свою карьеру. До Fiat ему удалось руководить такими
компаниями, как Algroup, Lonza Group и SGS. В 2004 году Маркионне пришел в
легендарный Fiat. На момент его прихода, компания терпела убытки. Кроме того, у
итальянской иконы была не самая выгодная договоренность с американской
корпорацией General Motors. Ее суть заключалась в том, что в свое время GM
получила 20% акций Fiat взамен 5% своих акций. При этом в условиях договора был
пункт, по которому General Motors должна была приобрести компанию Fiat
полностью уже в ближайшие годы. Но у американского концерна наступили свои
собственные проблемы, которые помешали этим планам сбыться. Для Fiat союз с GM
становился невыгодным и Маркионне разорвал соглашение. При этом GM пришлось
выплатить солидную неустойку Fiat’у.
Далее последовали новые активные
действия со стороны CEO Fiat:
- смена управленческого состава
компании;
- Маркионне отказывается увольнять
рабочих, тем самым получая расположение профсоюза;
- посещает все заводы компании,
чтобы досконально разобраться в ситуации;
- заключил договор с компанией Ford,
в ходе которого итальянцы будут собирать американские машины на своих заводах в
Польше;
Естественно, что главным в
деятельности Маркионне стала работа с людьми. С людьми, которые уже не верили в
компанию, и не выказывали никакого желания улучшать текущее положение компании.
Он сумел справиться с задачей, и организовал великолепное производство. За это
время на рынок Fiat’ом было выведено несколько великолепных моделей, среди
которых Bravo и Scudo. При этом достаточно интересно то, как Маркионне
организовывает процесс производства автомобилей. Он старается выпускать на
заводе несколько марок авто. Это делается для того, чтобы в случае
коммерческого провала какой-то одной марки можно было легко перейти на
производство других в большем объеме.
Если же говорить про рыночную
капитализацию компании, то сегодня она превосходит General Motors, которая еще
не так давно думала поглотить итальянцев. В общем, дела у FIAT идут вполне
неплохо. Компания сумела преодолеть все трудности на своем пути, и является
сегодня одной из самых известных европейских автомобильных марок.
Источник: http://biztimes.ru |