Пивная этикетка - один из
процветающих видов современной дизайн-графики - появилась в конце XIX столетия
в Западной Европе. В этот период в типографиях стал широко применяться метод
цветной литографии. Предприимчивые пивовары стали заказывать новые бесплатные
рекламные носители продукции - этикетки. Историки отмечают, что в то время на
этикетках обязательно указывались наименование продукции, товарный знак
производителя, фамилия владельца пивоварни и географическое положение завода.
Градусы и плотность напитка не обозначались. Дизайн этикетки был предельно
лаконичен. Шрифты и виньетки подчинялись строгим законам симметрии, навеянными
классицизмом. Выбор цвета этикетки зависел от моды. Сохранившиеся образцы "Калинкинского
пиво- медоваренного завода. выдержаны в сине-зелено-красно-золотой цветовой гамме. В начале XX века консервативный
классицизм в изобразительном искусстве сменили новые течения: "а-ля рус” и
модерн. Вто время великосветский Петербург и Москва стремились во всем подчеркивать
любовь ко всему русскому. Ярким примером тому служат придворные балы в период
царствования Николая II. Знать одевалась в дорогие костюмы, стилизованные под старину.
Ярыми сторонниками этого течения были известные художники В. Васнецов и И.
Билибин. До нашего времени дошел рекламный плакат завода "Новая Бавария”, изображающий
бояр у пивной бочки, автором которого является И. Билибин. Стиль "а-ля рус”
заменил строгие. с засечками, шрифты на сложные - с игривыми завитками,
напоминающие старославянские письмена допетровского периода. Модерн был заимствован в Европе.
Чешский художник Альфонс Муха придал этому течению декоративность. Главными
отличиями модерна были ассиметрия и использование цветочных элементов: ирисов и
лилий. Из-за этого некоторые исследователи окрестили это течение "цветочным” стилем.
Благодаря новым веяниям в декоративном искусстве на пивных бутылках стали
появляться не только прямоугольные, круглые, но и 8-угольные этикетки. А
некоторые пивзаводы выпускали пиво с этикетками, формой напоминающими цветок. В этот период стали появляться сюжетные
этикетки с этнографической тематикой. Например, некоторые коллекционеры могут
похвастаться этикетками "Черногорского пива”, "Щирый украинец”, "Гопак”,на которых
изображены люди в национальных костюмах. Каждая этикетка была красочно
оформлена. Это была настоящая картина вминиатюре. Модерн внес новую струю и в
изображения торговых марок. Так, "Калинкинское пивоваренное и медоваренное
товарищество” выпускало продукцию с торговым знаком, на котором был изображен
глобус. "Старая Бавария. выбрала в качестве торгового знака сначала льва,
обнимающего бутылку, потом - девушку со львом. Помимо перечисленных атрибутов.
на этикетке обязательно изображались награды - как российских, так и
международных выставок. Также присутствовали надписи типа: "Поставщик двора Его
Императорского Величества” (или"Великого князя”). Это был своеобразныйзнак
качества. Дизайн дореволюционных этикеток не
менялся в течение10-15 лет. Культура ихоформления сохранилась вплоть до
окончания II Мировой войны. В период НЭПа небольшие изменения коснулись замены имен
буржуазных производителей, наименований сортов пива и названий фабрик. К примеру, бывшая фирма "Калинкин”
превратилась в "Стеньку Разина”. В 40-е годы предприятие стало именоваться
"Пивзавод им. Степана Разина”. В названиях государственных заводов сразу стало
популярным прилагательное "красный”. Появились "Красный Восток. в г. Казань -
его бывшим владельцембыл предприниматель Б. А. Петцольд, и пивзавод "Красная Бавария.
в Ленинграде. В 1934 году все пивоваренные заводы СССР перешли в подчинение Наркомпищепрома.
Он разработал ОСТ 350, согласно которому всем предприятиям предписывалось выпускать
строго определенные сорта пива: "Жигулевское”, "Московское”, "Русское”, "Украинское”. Коллекционер Сергей Зайцев припомнил
показательную историю, как новая власть меняла названия сортов пива. В 1934 году
А. И. Микоян, нарком пищевой промышленности, посетил пивоваренный завод в
Самаре. и ему понравилось местное пиво. "Почему у него такое буржуазное
название - "Венское”- спросил партийный руководитель, и пиво мгновенно
переименовали в "Жигулевское”. Ввидун адвигающегося на Европу фашизма, ряд немецких сортов было решено
переименовать: "Мюнхенское” получило название "Украинское”, "Пильзенское” стало
"Рижским”. В 1946 году началась новая эра в
оформлении пивной этикетки. Наркомпищепром сменился Минпищепромом, вместоОСТ
350 появился ГОСТ 3473-46. Он определял и дизайн пивных этикеток. Позднее государство
ввело стандартную для всех этикеток форму - "огурчик”. Это привело к тому, что в
60-80-е годы в общей безликой массе нельзя было отличить московское пиво от воркутинского.
Однако, как известно, в России далеконе всегда слепо следуют букве закона. В
начале 90-х дизайн пивных этикеток оживился. Стиль ретро оказался востребован.
Сегодня руководство старейших предприятий старается подчеркнуть преемственность
традиций дореволюционной России. Сейчас можно встретить этикетки, стилизованные
под старину и ласкающие глаз покупателей.
Серф
Источник: http://packet.by |