Самая известная история успеха ХХ
века, несомненно, принадлежит компании «Кока-Кола». О ней написаны сотни книг,
учебники по маркетингу и рекламе не обходятся без упоминания ее имени, а
производимый напиток - самый популярный сладкий безалкогольный напиток в мире.
Восьмое мая 1886 года не предвещало
стать началом новой эпохи. Но так случилось, что именно в этот день житель
небольшого в то время американского городка Атланта, уважаемый фармацевт Джон
Пембертон, решил осуществить давнюю задумку. По всей Америке фармацевты сами
компоновали эликсиры, эссенции, эфирные масла и создавали снадобья, многие из
которых уже канули в Лету, но наиболее удачные существуют и сейчас. Самая
счастливая судьба была уготована детищу Джона Пембертона. Правда, в то утро он
не думал о мировой славе, а просто взял свой заслуженный медный таз и
отправился на задний двор... И произвел сироп, помогающий от головной боли,
нервных расстройств, бодрящий и дарящий жизненные силы и энергию.
Бухгалтер Пембертона Фрэнк Робинсон
снял пробу с полученной смеси, одобрил вкус и тут же придумал название. И даже
написал его красивыми фигурными буквами. Именно их мы и видим сегодня на
логотипе напитка.
Сироп отнесли в самую крупную аптеку
и в тот же день продали. Ингредиенты Пембертон подбирал тщательно: только
натуральные компоненты, широко применяющиеся в аптечной практике и тогда, и
сейчас. Составленная им инвентарная записка раскрывает первоначальный состав:
масло лимона, масло лайма, масло мускатного ореха, экстракт листьев коки,
экстракт ореха кола, ванилин, лимонная кислота, апельсиновый эликсир, масло из
цветков апельсинового дерева и немного кофеина. За более чем сто лет рецепт
преображался. Какие-то составляющие исчезали, какие-то появлялись. Но главное
осталось неизменным: напиток никогда не содержал, не содержит и не будет
содержать ни искусственных ароматизаторов, ни непонятной «химии». Это кредо
компании - использовать для приготовления только натуральные вытяжки из
растений и трав. Они прошли многочисленные тесты и проверки, признаны
безопасными для здоровья и разрешены к использованию.
Поначалу сироп поступал в аптеки,
где его разводили питьевой водой прямо при покупке, а посетители тут же у
прилавка утоляли жажду. Однажды аптекарь по ошибке долил не простую, а
газированную воду (тогда ее продавали в аптеках). Получилось еще вкуснее. И не
удивительно, ведь научно доказано: углекислый газ придает ощущение свежести. В
составе любого газированного напитка он совершенно безопасен. К тому же его
наличие позволяет коле полностью обходиться без консервантов и стабилизаторов -
они попросту не нужны. Кстати, бодрит она не за счет кофеина, как думают
некоторые. Его добавляют главным образом для вкуса, а содержание совсем
незначительно: в четыре раза меньше, чем в чашке кофе, и вдвое меньше, чем в
чашке чая. Тонизирующее действие - тоже следствие углекислоты. Между прочим, о
таком эффекте «шипучки» знали еще древние греки.
Разбавленное газировкой снадобье
стали раскупать еще лучше. Пембертон был вполне удовлетворен результатом. Но
жизнь требовала новых подходов, нового руководства. И оно не заставило себя
ждать.
Аза Кендлер - эмигрант из Ирландии,
когда-то прибывший в Атланту с долларом семьюдесятью пятью центами в кармане и
большой верой в успех, - купил рецепт напитка, а 31 января 1893 года
зарегистрировал «The Coca-Cola Company» с первоначальным капиталом в сто тысяч
долларов.
«Для развития бизнеса необходимы две вещи, -
говаривал он, - хороший продукт и хорошая реклама». Первое уже было, а за
второе Кендлер взялся всерьез. Вскоре лозунг «Пейте Кока-Кола! Прекрасную и
освежающую!» знал и стар и млад.
Производство процветало, а
реализация требовала новых идей. В 1894 году напиток стали разливать в бутылки.
Затем появились специальные холодильники - ноу-хау компании. Мы и сейчас видим
их «потомков» в каждом магазине и у каждого ларька. Они обеспечивают нужный
уровень охлаждения и тем самым подчеркивают вкусовые качества.
В истории корпорации было много
замечательных людей. Один из них Роберт Вудрафф. Он возглавлял компанию с 1923
года шестьдесят лет подряд и стал настоящей легендой. Собственно он и заложил
главные традиции бренда и определил основные его ценности. Во-первых, сделал
акцент на качестве напитка. Во-вторых, по его настоянию были утверждены единые
стандарты производства и продажи бутилированной колы: от рецептуры смешивания
до расстановки бутылок на полках магазинов. И именно при нем компания начинает
развивать свой бизнес по всему миру. Через год напиток и подразделение фирмы
появляется в Европе. А перед Второй мировой войной колу пьют уже в сорока
четырех странах.
Сегодня компания стоит более
полутора миллиардов и производит около двух сотен наименований самых различных
напитков. Но главным и любимым остается Кока-Кола.
Cамый большой завод корпорации в
Европе расположен под Киевом. Абсолютно все, кроме сиропа (стандарты работы у
компании едины во всем мире, именно поэтому его завозят из Европы), делается
здесь: добывается и проходит нужную фильтрацию вода из артезианских скважин,
доочищается сахар, производится особо чистый углекислый газ. Здесь смешиваются
все компоненты, разливаются в бутылки, упаковываются и отправляются на склады.
И даже пластиковые бутылки изготовляются прямо тут.
Интересные факты:
- Кока-Кола продается почти в 200
странах.
- Каждый день во всем мире
покупается около 1 миллиарда единиц продукции компании.
- Если всю произведенную более
чем за сто лет Колу разлить в бутылки и выложить по околоземной орбите, то
она обернет Землю 4334 раза. А подобная цепочка к Луне дотянулась бы туда
и обратно 1045 раз.
- Трем товарным позициям компании
принадлежит около 80 % всего мирового объема продаж - это Кока-Кола, Фанта
и Спрайт.
- Каждую секунду в мире
выпивается 8 тысяч стаканов напитков, выработанных компанией
Источник: http://www.online812.ru |