Наружная реклама стала частью
российской действительности сравнительно недавно, однако сегодня уже невозможно
представить себе улицы мегаполисов без разноформатных рекламоносителей. Между
тем, история наружной рекламы насчитывает несколько тысячелетий, уходя корнями
в далекое прошлое.
Исследователями установлено, что
появление прообраза наружной рекламы относится к I тысячелетию до н.э.: это
была высеченная на камне надпись, найденная в развалинах древнеегипетского
города Мемфиса: "Я, Рино, с острова Крит, по воле богов толкую
сновидения". В числе других древних рекламных объявлений - тысячи
надписей-графити на стенах, обнаруженных в древнем городе Помпеи,
законсервированном лавой и вулканическим пеплом в 73 году н.э. Более поздними
примерами наружной рекламы можно считать объявления, содержащие информацию о
местоположении таверен и пивных. Как правило, усталые путешественники
завлекались в подобные заведения не только с помощью вывесок непосредственно
над входом, но и надписей-указателей, расположенных на подходах:
"Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Сиркус держит винный
погребок. Загляни туда. До встречи".
В средние века над созданием
рекламных табличек трудились лучшие граверы, скульптуры и художники. Первые дошедшие
до нас сведения о живописных вывесках относятся к XII веку. Первоначально
большая часть уличной рекламы была построена на визуальных образах: вывески над
входом являли собой образ вещи, отражающий характер того или иного заведения.
Так, над булочной размещалось изображение калача, а над мастерской сапожника
висел большой металлический сапог. Предметы и вещи, узнаваемые издалека,
помещались над дверьми для зазывания прохожих. Горожане, таким образом, были
избавлены от необходимости вчитываться в надписи. От качества и размера вывески
в большой степени зависело посещение торговой лавки или мастерской, напрямую
связанное с благосостоянием владельца заведения.
В средневековом городе вывески также
выполняли функцию указателей для ориентации жителей в пространстве. У Андерсена
даже есть сказка под названием "О том, как буря перевесила вывески".
Согласно сюжету, в городе разыгралась сильная буря которая "пошутила"
над жителями, поменяв местами вывески всех городских заведений. Жители блуждали
по городу, не узнавая привычных улиц: ведь они привыкли находить дорогу по
вывескам!
В России развитию наружной рекламы
долгое время препятствовала народная безграмотность: надписи на вывесках редко
кто мог прочитать. Оформителям вывесок приходилось прибегать к помощи сложных
аллегорий. Иногда задумки художников находились на грани безвкусицы, на что
обратила внимание правительственная камер-коллегия в 1749 году, издав
распоряжение "прекратить малевание и ограничиться надписями типа "В
сем доме питейная продажа", "В сем доме табачная продажа".
Ситуация на рынке российской
наружной рекламы изменилсь к середине 19 века. Именно к этому времени относится
переход наружной рекламы на качественно новый уровень: она становится
украшением улицы. Изменения коснулись, в первую очередь, крупных городов -
Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Художники, работавшие над вывесками,
постепенно отошли от натурализма и начали создавать четко выверенные,
графически безукоризненные шрифтовые композиции. В Санкт-Петербурге стали
создаваться живописные мастерские, специализирующиеся на вывесках, - своего
рода первые рекламные агентства России.
Согласно общепринятым правилам,
вывески размещались на фасадах, между витринами магазина и по сторонам от
входа. Вывески с большими надписями висели высоко, а с маленькими символами и
изображениями помещались ниже с тем, чтобы вместе они создавали полный,
законченный ансамбль. Таким образом, весь первый этаж фирмы как бы исчезал под
декоративно-художественным оформлением, которое становилось непосредственной
частью архитектуры. Так, некоторые улицы превращались в своего рода живописные
галереи.
В начале 20 века деятельность
художников, оформлявших витрины, вызвала интерес знаменитых живописцев -
Шагала, Кончаловского, Кустодиева. Городские вывески того периода изображены на
городских пейзажах художников из объединения "Бубновый валет".
Появились коллекционеры вывесок и выставки, экспозиция которых состояла из
вывесок разных времен.
Особый период в истории развития
наружной рекламы в России связан с именем Владимира Маяковского. Он создал
множество рифмованных рекламных текстов для государственных организаций. На
смену изобразительным образам пришло шрифтовое оформление вывесок и витрин. В
Рекламе стал применяться новый метод - фотомонтаж. В 1923-1924 гг. возник новый
термин - "световая реклама", т.е. выставленный на открытой площади
рекламный плакат, освещенный в вечернее время специальным прожектором.
Технологический прогресс принес в
наружную рекламу новые методы оформления. На улицах стали появляться витрины,
оформленные с помощью нанесения масляной краски вручную или по вырезанному
трафарету. Улицы украсили светящиеся неоном надписи и объемные буквы с
подсветкой.
Сегодня дизайнеры,
специализирующиеся на наружной рекламе, ищут новые, необычные способы
оформления рекламных носителей. Одним из главных требований, предъявляемых к
наружной рекламе, по-прежнему остается легкость восприятия и читаемость при
условии различной освещенности. С древних времен и по сей день принцип
привлечения внимания к рекламе остается основополагающим для всех, кто
стремится к процветанию своего бизнеса.
Источник: http://hawot-reklama.blogspot.com |