Чего только ни придумают рекламщики
ради привлечения клиентов! Оказывается, у наших предков фантазия работала не
чуть не хуже, чем у современных гениев рекламы. А, может, и лучше…
Вот, например, какой случай
произошел в XIX веке в Калькутте. Полиция поймала опасного преступника. Суд
приговорил его к смертной казни - к повешению. В день казни к этому молодцу в
камеру явился незнакомый солидный джентльмен. Они о чем-то долго разговаривали.
Охранник смог расслышать только последние слова их диалога: «Я это сделаю, но
вы заплатите моим родственникам 10 000 фунтов стерлингов», - сказал преступник.
«Клянусь на Библии», - ответил джентльмен. Перед казнью в последнюю минуту
жизни осужденному обычно разрешается произнести последнее слово. Этот
преступник воспользовался данной возможностью весьма оригинально. Повернувшись
к толпе, он громко прокричал: «Наилучший шоколад Вильямсона Кеннеди и Ко,
Лондон, Пикадилли!» И тут же был повешен.
Заплатил ли солидный джентльмен за
такую рекламу родственникам повешенного история умалчивает. Но уж в лавочке
господина Вильямсона Кеннеди посетителей наверняка прибавилось.
Некоторые хитрецы умудрялись в
рекламных целях воспользоваться даже смертью. На одном кладбище Нью-Йорка есть
могильная надпись: «Здесь покоится (далее следуют имя и фамилия умершего). Он
застрелился из револьвера системы Кольт, убивающего наповал. Лучшее оружие для
этой цели».
Или, например, на кладбище в
Балтиморе надгробие долгое время служило целым рекламным щитом. Очень дорогой и
красивый памятник не мог не привлечь внимание людей, даже просто проходящих
мимо. В надписи сообщалось много хорошего о Джоне Брауне. Только вот
единственное, чего не хватало, так это даты смерти. В ответ на закономерный
вопрос любознательных посетителей служитель кладбища объяснял: «Этот человек не
только еще жив, но и бодр и здоров. Он устроил этот памятник в день своей
свадьбы и открытия фабрики, производящей башмачную ваксу и мыло». Потом
служитель охотно сообщал адрес фабрики. Думаю, многие посетили эту фабрику,
хотя бы для того только, чтобы взглянуть на этого находчивого Джона Брауна. Ну,
а, может, заодно купить у него башмачную ваксу и мыло.
Произошло это в середине 90-х годов
XIX века в США в небольшом провинциальном театре. Тогда еще не были так распространены
теракты и захваты, как в наше время, но… Как только поднялся занавес, зрители
затаили дыхание в ожидании спектакля, а на сцене появилась исполнительница
главной роли, никому не известный молодой человек из первого ряда достал
револьвер и направил его на актрису. Девушка упала в обморок! Зрители с
соседних кресел бросились было обезоруживать «гангстера», но тот быстро перевел
дуло в их сторону. Все отшатнулись. Человек с револьвером выглядел свирепо и,
казалось, готов был раздробить череп каждому, кто шевельнется. В театре
послышались визги и стоны. Пока публика была в смятении, господин обратил дуло
на себя. Не долго думая, он засунул ствол себе в рот и… откусил его. Это была
простая безобидная, даже не заряженная (!), шоколадка. С верхнего яруса на
ошеломленную публику посыпались разноцветные открытки с адресом кондитерского
фабриканта. А сам фабрикант преспокойно дожевывал шоколадный ствол. И хотя сия
рекламная выходка была наказана, дела фирмы пошли в гору.
Оригинальный способ для привлечения
посетителей придумал в XIX веке владелец одного небольшого нью-йоркского
ресторана. Для начала он вывесил плакат, сообщавший, что каждый, кто зайдет в
ресторан, хотя бы за кружкой пива, сможет бесплатно сделать свой фотопортрет.
Публика клюнула. Многие люди, даже представители аристократических семей,
побывали в этом самом заурядном ресторане только ради того, чтобы
сфотографироваться в одиночку или группами со стаканом пива или вина в руке.
Нафотографировав вволю почетных гостей, хозяин вывесил на дверях ресторана два
огромных щита со всеми сделанными у него фотопортретами. А внизу большими
золотыми буквами подписал: «Мои возлюбленные гости». Этот рекламный ход
произвел потрясающий эффект. Ведь никто до этого времени и не подозревал, что
такой третьесортный ресторан мог похвастаться подобными клиентами. Разумеется,
после такого вернисажа дела ресторанчика пошли круто вверх. Кое-кто из местной
аристократии угрожал коварному хозяину ресторана судебным преследованием за
недозволенное выставление их портретов. Хозяин же отвечал, что будет ждать
судебного разбирательства с большим нетерпением, потому что судебный процесс
послужит новой рекламой для его заведения.
Летом 1889 года по улицам
Сан-Франциско степенно расхаживал человек с огромными увеличительными стеклами
в руках и очень вежливо зазывал прохожих полюбоваться в эти очки на Венеру,
сиявшую на горизонте. Совершенно бесплатно! Очередь к странному «очкарику» все
росла. И каждый из любопытных, посмотрев в очки, уходил смеясь. Ибо вместо
планеты Венера, которую, видимо, все ожидали узреть, зрители видели через эти
очки объявление «Покупайте мыло Венеры у Адама Смита и Ко».
На почтамте. В XIX веке один
петербургский торговец просил начальника почтового участка штамповать чистую
сторону писем его рекламной печатью.
Необычную рекламу придумал своей
конторе зубной врач. «Клыки мамонта, найденные недавно при сверлении
артезианского колодца в Иллинойсе, весили 175 фунтов каждый. Какую
же исполинскую зубную боль испытывало такое животное? Но и подобную боль легко
излечивает доктор…» Далее следовали фамилия и адрес дантиста.
В 1879 году в штате Огайо, в США,
одна из газет напечатала забавное объявление, в котором сообщалось, что
редакция «заключила контракт с крупнейшими и богатейшими невестами края, по
которому они обязались отныне выходить замуж только за ее подписчиков». И хотя
никто, конечно же, не поверил в действительность подобного контракта, по всей
видимости, выдуманного самой редакцией, внимание на газету обратили. И число
подписчиков увеличилось.
Реклама на сапогах. На подошве сапог
помещалась небольшая металлическая рамка, в которую помещался текст любой
коротенькой рекламы. Особым механизмом при движении идущего набор смазывался
литографской краской и оставлял следы с отчетливо отпечатанной рекламой где бы
обладатель «чудо-сапог» не проходил. Изобретатель особенно рекомендовал такую
обувь лицам, желающим выставить свою кандидатуру на выборах: можно вложить под
подошву любой коротенький лозунг, типа «Выбирайте меня». Впрочем, такие же
сапоги мог приобрести и конкурент, чтобы отпечатывать при ходьбе «Мой противник
- негодяй!».
Один из шляпных фабрикантов подарил
очень хороший цилиндр знаменитому клоуну Анатолию Дурову не без задней мысли о
рекламе. В одной из своих программ артист по ходу действия потребовал шляпу.
Помощник подал ему одну. «Да нет, не эту!» Помощник предложил другую. «Нет!»
Третью… Опять не то. Дуров забраковал все и, наконец, сказал: «Ты, братец,
подай мне хоть старую, но прекрасную шляпу фабрики…» и назвал имя фабриканта.
В конце XIX века около
Дорогомиловской заставы в Москве на протяжение многих лет висела вывеска,
вызывающая насмешки всех, прочитавших ее: «Продаю разных мук». Вероятно,
владелец мучной лавки не сразу понял, что именно намалевал ему живописец. А
когда разобрался, то решил, что такая нелепость только привлечет к нему
внимание.
Париж считается столицей парфюма. Но
и парфюмерные изделия можно подать по-разному. Одно время в витринах больших
парижских магазинов стояли необычные аппараты. Всех, кто подходил к витрине,
они неожиданно обрызгивали духами из пульверизатора, холодными или горячими - в
зависимости от времени года. В наших магазинах это можно сделать
самостоятельно.
У базельского хозяина гостиницы
Бернара частенько пропадали ножи и вилки. Чтобы, наконец, покончить с подобными
кражами, а заодно и лишний раз напомнить о своей гостинице, он велел
выгравировать на черенке каждого столового прибора «Украдено у Бернара».
Источник: http://www.anafor.ru |