Обратная сторона
креатива
В великом и могучем русском языке
так и не нашлось точного аналога заморскому слову "креатив". Креатив
– понятие абстрактное, то, что нельзя потрогать, заменить ни одной компьютерной
программой, креатив не понимают, над ним смеются, им восхищаются или завидуют,
скрипя зубами. Всегда ли креатив полезен, насколько он необходим и как
креативить так, чтобы вас не только понимали, но и восхищались вашими работами,
расскажет "Перспектива".
Креатив (от англ. creativity –
"творчество") – результат творческого труда. По другой, более
распространенной версии, креатив (от англ. create – творить) – творческая
составляющая рекламной деятельности. В форме креатифф (криатифф) слово весьма
популярно в блогах и молодежных субкультурах.
По данным народной энциклопедии
Wikipedia термин впервые встречается 3 октября 1995 года в газете
"Сегодня" в статье Натальи Кротовой "Группа "Менатеп":
Покупай все российское!":
"Раньше упаковки для "Колосса" изготовляла финская
компания... Сейчас комбинат работает с российскими производителями упаковки, у
которых креатив находится на весьма невысоком уровне".
Креативность – творческие
способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально
новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления,
и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также
способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Цель оправдывает
средства?
Порой среди банальных роликов по
ящику проскальзывает настоящий шедевр – смотришь и восхищаешься – в этой
рекламе все, как и должно быть, прекрасно – и идея, и текст, и видеоряд…
Единственное, что непонятно – какой продукт этот ролик рекламирует. То есть, с
одной стороны, реклама заметна, оригинальна и наверняка продолжит свою жизнь в
КВН или Comedy, с другой – запоминается лишь яркая форма, а сам продукт
остается в тени.
Если реклама имиджевая, то эффект,
можно сказать, достигнут, если же нет – становится понятно, что прибыль была
принесена в жертву креативу – случай, надо сказать, редкий. Как правило, бывает
наоборот или, более того, креатив приносится в жертву "экономике, которая
должна быть экономной" или ошибочным представлениям рекламодателя. Но,
судя по всему, ситуация меняется: если так пойдет, скоро и цели будут
"целы", и рекламщики "сыты". Все чаще заказчики просят,
чтобы "всех переклинило от восторга". Креатив постепенно выходит из
спящего режима ("размещение платно – ролик бесплатно") и становится
основной точкой приложения рекламных усилий.
Владимир Евстафьев, председатель
комитета экспертов по оценке рекламного рынка Ассоциации коммуникационных
агентств России:
– Творческая реклама куда более эффективно воздействует на потребителя,
чем тысячекратное вдалбливание – "у нас – все самое лучшее",
"покупай", "выиграй". Радует, что новые идеи рождаются
постоянно – вот вам новый рекламный носитель: крыша автобуса.
На крышах лондонского Сити белые
воротнички традиционно пьют чай или кофе. А по узким улицам курсируют
знаменитые двухэтажные автобусы. Кто-то придумал наносить на крыши этих
автобусов рекламу офисного оборудования и новых экономических журналов,
рассчитанных именно на эту аудиторию.
Для того чтобы реклама не
раздражала, а работала, необходимо размещать ее там, где она может быть по-настоящему
полезной.
Пример для подражания
Сегодня принято считать, что в СССР
не было секса и креатива. В конце 1980-х рекламный ролик "Таври"
получил приз на Каннском фестивале рекламы:
Молодой человек едет поздним вечером
через лес. Погода ужасная – проливной дождь, грязь, лужи. И вдруг заканчивается
бензин. Поняв, в чем дело, водитель достает бензиновую зажигалку, выдавливает
пару капель в бак – и уезжает. Слоган: "Таврия – очень экономичная
машина".
Не ждите музу!
Нередко креатив появляется там, где
его, казалось бы, быть не может. И это не всегда идет на пользу дела. Речь,
конечно же, не идет о креативе в бухгалтерской отчетности или оформлении
документов, что вряд ли кого-нибудь порадует, а о банальном выполнении скучной
черной работы: здесь с творцами-креаторами порой бывают проблемы – им кажется,
что "нельзя размениваться по пустякам".
В 2007 году на форуме студенческих
СМИ мое внимание привлекла газета "StudyУм", поразительным образом
отличающаяся от других изданий. Среди скучных, официозных вузовских газет это
был глоток позитива. В итоге я выиграл битву с другими членами жури о том,
чтобы дать "StudyУм" первое место и пригласил на собеседование на
работу редактора и верстальщика этой газеты.
При знакомстве выяснилось, что
ребята – безумно креативные личности, полные потрясающих идей, но… Верстальщик
не умел работать быстро и не знал "Индизайн" – с ним пришлось
расстаться. Редактора же я взял к себе корреспондентом.
И тут начались проблемы – оказалось,
что креатив в том случае, когда ты сам себе хозяин, – одно, а креатив для
поставленной задачи – совершенно другое. Креативные статьи в суровой рабочей
обстановке у девушки как-то не рождались. Музы не было. А то, что было, ну
никак не попадало в формат издания, несущего "разумное, доброе,
вечное". Терпение и труд все перетрут, скажите вы и будете правы, но моя
сотрудница не выдержала. И уволилась через три недели.
Мне же до сих пор твердят общие
знакомые: "Как ты мог не поладить с такой чудной девушкой…" А я
отвечаю: "Хороший человек – еще не профессия".
Совсем не просто
Если вы скажите большинству моих
знакомых, что они творческие люди, вы их очень обидите. Мы даже говорим –
слишком творческая натура. Это означает, что:
- либо
человек не профессионал;
- либо
он зачастую не может заставить себя делать дело, все время отвлекается.
Что, впрочем, то же самое.
Проблема в том, что многие творцы не
могут творить по графику, выполнять свою работу срок, а в рекламном бизнесе,
когда слоган или дизайн нужен, как правило, "вчера", подобные капризы
– непозволительная роскошь. Фрилансерам еще хуже: дома нет руководителя отдела,
который будет "пинать" и заставлять работать – творец сам слуга и
господин, что совсем не просто…
Ценным кадрам руководство компаний,
как правило, идет навстречу: во многих компаниях поблажки для дизайнеров и
копирайтеров прописаны даже в уставе – они приходят позже, не обязаны соблюдать
корпоративный стиль, не утруждают себя отчетами и аттестациями и т.д. и т.п. Но
когда НУЖНО, работники креативного цеха должны забыть про свои желания и
творить до полного изнеможения. Главное – начать, дальше само пойдет…
Советы на перспективу
Как известно, главный враг
творческого человека – он сам. Если у вас "тараканы", то вам,
пожалуй, к психоаналитику, ну а в том случае, если вы всего лишь хотите
работать эффективно, могу помочь парой советов:
- У
каждого человека есть определенный отрезок времени суток, в течение
которого мозг работает наиболее эффективно. В этот период времени
необходимо выполнять наиболее важные задачи. Все остальное можно сделать
позже.
- Уделяйте
80% времени самому важному, а оставшиеся 20% тратьте на менее значимые
задачи.
- Делайте
работу последовательно, не беритесь за все сразу. Разбейте работу на
отдельные пункты и переходите к ним по очереди.
- Для
того чтобы всегда быть на волне, необходимо постоянно получать новые
впечатления и идеи. Посещайте профильные мероприятия, читайте специальную
литературу, подпишитесь на интернет-рассылки по теме и изучайте работы
ваших талантливых коллег.
- Искренне
любите свое дело, превратите его в хобби, и все получится.
Талант не продается
Как найти свое место, нишу, которая
позволит не только зарабатывать, но и получать удовольствие от жизни? Сложно
сказать однозначно – любая профессия включает в себя большой процент черной
нудной работы. Другой вопрос – как к ней относиться. Одно дело – как к
неизбежному злу, другое – как к несложному испытанию на пути к вершине.
Профессионал – тот, кто выполнит свою работу со стабильно высоким качеством
независимо от условий. Пусть хоть мир рушится вокруг – работа должна быть
выполнена в соответствии с требованиями и в срок.
Не хватает денег? Бывает. Не
отчаивайтесь. Тот, кто знает, что такое креатив, никогда не променяет его ни на
какие деньги. Делайте свое дело, делайте его хорошо, и деньги придут.
Креатив, кстати, возможен в любой
сфере. Главное – применять его с умом. И помнить: основной ориентир – вкусы
целевой аудитории, желания заказчика, а не ваши… Хозяин – барин. И великие
живописцы вывески малевали…
Самовыражайтесь дома – искусство не
продается и делается во внерабочее время. Удачи!
Источник: http://www.e-perspektiva.ru |