Антикризисное управление считается высшей формой
управленческой деятельности. Одно из значений греческого слова «кризис» —
«решение». И потому в некотором смысле всякое управление — кризисное. Его цель
— не допустить кризиса или выйти из него достойно.
Кто такой кризис-менеджер?
А когда все же не получается, за дело берется
кризис-менеджер. Но репутация у антикризисного бизнеса, особенно в глазах
банкротящихся предприятий, нередко «грязная». Вот чтобы подправить такую
репутацию и вывести предприятие из кризиса (банкротства) и нужен такой человек
как кризис-менеджер.
Начало работы
кризис-менеджера
Для начала кризис-менеджеру придется выявить проблемы
предприятия, в чем бы они ни коренились — во внешних или внутренних факторах, в
отношениях с «верхами» (местной властью, например) или «низами» (сотрудниками
предприятия самых разных уровней — от топ-менеджеров до простых рабочих), в
легальном, юридически «сером» или откровенно криминальном поле.
Причем оценить ситуацию надо не на родном предприятии, а на
малознакомом. То есть требуется проанализировать огромный объем информации,
которую еще нужно получить. А ею не всегда охотно делятся. И даже если не
скрывают, все равно значимые вещи часто не формализованы, коренятся в специфике
предприятия, в его истории, в недокументируемых взаимоотношениях с партнерами.
Более того, все эти процессы — диагностика, анализ,
выработка стратегии и ее реализация происходят в условиях жесточайшего
напряжения, цейтнота, конфликта взаимодействующих сторон. Подчас единственное,
что объединяет участников процесса, — подозрительность и антипатия по отношению
к антикризисному управляющему, чужому для всех.
История
кризис-менеджмента в СНГ
Надо сказать, некоторые основания для подобного отношения
созданы и самой историей «спасителей». В начале 90-х годов стать
кризис-менеджером мог чуть ли не любой, для этого нужно было только закончить
курсы арбитражных управляющих. А в итоге их способностей нередко хватало лишь
на то, чтобы хаотично распродать имущество в пользу отдельных кредиторов.
Эра таких «могильщиков» довольно быстро сменилась другой,
более организованной, но и более опасной. Банкротство стало инструментом
передела собственности. В управлении предприятием особенно важен контроль над
тремя составляющими: акциями, долгами и топ-менеджерами. И борьба велась на
трех фронтах одновременно: пакеты размывались, эмиссии или их итоги
оспаривались, долги увеличивались либо, наоборот, сокращались, топ-менеджеры
перекупались. Интересанты разворачивали настоящие войны за назначение «своего»
антикризисного управляющего.
Кроме манипуляций с документами в ход шли и мощный «пиар», и
прямой захват предприятий, и пожары в арбитражных судах. С разной степенью
обоснованности в лоббизме упрекали всех, кто имел отношение к предприятию, —
как местные власти, так и всей страны.
Законодательство, в том числе и последние внесенные в него
изменения, не очень-то помогает «разруливанию» проблем, оптимизации работы
кризис-менеджера и даже повышению его репутации. Зато помогает развитие
бизнеса. Все-таки не то чтобы откровенно криминальные методы выходят из моды,
но экономически более эффективным становится соблюдение правил игры, даже если
они не слишком удачны.
Издержки профессии
Впрочем, и в совсем не скандальных ситуациях положению
антикризисного управляющего не позавидуешь. Ведь он по определению работает в
условиях кризиса. Но речь идет не только о положении предприятия —
потенциального банкрота, есть и масса других факторов...
Мало того что кризис-менеджеру предстоит принимать решения
высокой стоимости в условиях дефицита времени и информации — это, в конце
концов, вопрос профессионализма. Значимые меры приходится проводить в условиях
постоянных эмоционально насыщенных, вплоть до агрессивности, контактов.
Трудовой коллектив кризисной структуры, естественно, еще до
прихода нового человека перестал получать прежнюю (а то и вообще какую-либо)
зарплату и, что называется, «заведен». Накопившееся раздражение изливается,
конечно, на незнакомца. Прежние управленцы воспринимают коллегу-конкурента в
штыки: если уж они не смогли спасти родное предприятие, неужели чужой с этим
справится, продемонстрировав тем самым несостоятельность прежнего менеджмента?!
В ход идут как «отговорки», так и прямой саботаж: неявка на работу, отказ
выдавать документы и прочее. Словом, появление нового человека рушит систему
отношений, сложившуюся у руководства предприятия с местными властями, с
партнерами. Да просто рушится привычная «картина мира». А ведь есть еще и
давление бизнес-интересантов и государственных органов (причем не всегда
объективное).
Именно поэтому анти-конфликтность считается одной из
основных характеристик работы антикризисного управляющего. И именно поэтому все
аналитики сходятся во мнении, что в данной профессии важны не cтолько
специальные знания как внутренние качества личности. Главное же среди них —
уметь добиваться доверия.
Лучшие
кризис-менеджеры
Лучшие кризис-менеджеры — это люди уже заслужившие доверие:
успешные профессионалы с безупречной репутацией и устойчивыми отношениями с
властными структурами и управленцами того же уровня. Правда, их работа бывает
действенной только в рамках своего региона или, в лучшем случае, своей отрасли.
Более универсальны профессионалы, умеющие добиваться
авторитета, как говорится, с чистого листа. Поэтому в программах
профессиональной подготовки антикризисных управленцев все большее внимание
уделяется «психологической закалке»: менеджеров учат вести диалог и переговоры,
выступать перед большой аудиторией, разрешать кадровые конфликты, достигать
компромиссов и противостоять давлению.
Сама профессия тоже накладывает отпечаток на характер. По
данным опросов, нестандартность ситуаций, возникающих в процессе управления
кризисным предприятием, формирует своеобразную управленческую мудрость.
Необходимость для кризис-менеджера быть одинаково
убедительным в переговорах с кредиторами и должниками, с местной властью и
федеральными органами, с сотрудниками предприятия и членами собственной команды
способствует повышению терпимости к чужому мнению, развивает сдержанность,
самоконтроль и в то же время умение оставаться независимым в собственных
суждениях.
Таким качествам научить нельзя — они приходят прежде всего с
опытом. Впрочем, надеемся со временем позитивная практика Кризис-менеджмента
наконец позволит изменить имидж профессии в целом. Возможно, тогда и станут
кризис-менеджеров называть старым добрым словом — «попечители».
Источник: http://www.work.ua |