Трудно найти еще одну профессию,
которая была бы настолько востребована и мнение о которой было бы столь же
противоречиво. Практически каждый третий из нас испробовал все радости и
трудности этого дела на своей шкуре. И большинство абсолютно уверены, что знают
о ней все.
Можно ли сказать что-то новое о
профессии, ставшей привычной до банальности? Начнем с описания мифов, которые
окружают эту профессию.
Миф первый. Пристанище
для непрофессионалов
Если жизнь не удалась, с работы
сократили (уволили, перестали платить заработную плату), всегда можно пойти в
менеджеры по продажам. Газеты пестрят объявлениями с этими вакансиями, и
кажется, что эту работу не получит только ленивый. Это запасной аэродром,
который оставляют себе, на случай, если не удастся приземлиться в какой-то
компании по специальности.
Миф второй. Профессия,
которой нет
Она не требует ни специального
образования, ни особых навыков. Нет институтов, где готовят менеджеров по
продажам, а требования о высшем образовании воспринимаются как насмешка. Она не
предполагает никакой карьеры, а только переход из одной компании в другую,
туда, где зарплата больше и условия лучше.
Миф третий. Настоящее
дело для проходимцев
Главное уметь "впарить",
"запудрить мозги", "обвести вокруг пальца". Только люди, не
очень честные на руку, могут добиться успеха в этом деле.
Развенчивать мифы - дело
неблагодарное. Один раз возникнув, они надолго поселяются в нашем сознании. Но
всегда стоит взглянуть на оборотную сторону медали. Стали ли эти мифы точкой
зрения менеджеров по персоналу?
Мнение большинства из них выглядит
так:
·найти хорошего "продавца"
трудно;
·большая часть бюджета по обучению
сотрудников тратится на менеджеров по продажам;
·системы мотивации и стимулирования в
компаниях, прежде всего, разрабатываются для
менеджеров по продажам.
Образование
Исторически сложилось, что профиль
образования часто определяет сферу бизнеса. Выпускники мединститутов, если
решают делать карьеру в области продаж, занимаются продажей фармпрепаратов или
медицинской техники, вчерашние студенты технических вузов специализируются по
продаже техники, а финансовых институтов - по продаже банковских услуг. Часто
так проще получить свою первую работу, а затем, уже имея представление об этой
группе товаров, легче найти аналогичную. Хотя менеджер по продажам, как
правило, человек универсальный, профессионалу все равно, с чем иметь дело - с
ценными бумагами или системами безопасности.
Опыт
Многие, для того чтобы взять первый
старт, начинают с работы агентами или торговыми представителями. Эта работа,
несмотря на "суровые" условия, неплохое начало для карьеры. Она дает
возможность оценить, насколько эта работа подходит, а большинство компаний, как
страховых, так и риэлторских, проводят хорошее обучение для своих начинающих
сотрудников. Единственное, что надо непременно иметь в виду, что продажа услуг
- особое искусство. Торговать тем, что не имеет вкуса, цвета, запаха, гораздо
сложнее, чем тем, что можно реально ощутить в своих руках. Высококлассный
менеджер, успешно продающий стройматериалы или канцтовары, может не суметь
продать пакет рекламных услуг.
Когда ведется подбор на вакансию
менеджера по продажам в компанию, предпочтение отдается кандидатам, уже имеющим
опыт работы на этом рынке и знающим товар, но не всегда в этом поиске
менеджерам по персоналу сопутствует удача, и тогда они пытаются найти
специалистов из близких (по технологии продаж) бизнесов. Например, как это ни
покажется странным, близки рынки продуктов питания и фармпрепаратов -
менеджерам приходится работать с большим ассортиментом товара, у которого
ограниченный срок годности. А менеджер, занимавшийся продажей дорогих
канцтоваров, сможет успешно проявить себя в торговле швейцарскими часами.
Вертикальная карьера связана с
постепенным расширением круга обязанностей и полномочий - от рядового менеджера
по продажам до руководителя направления, который отвечает за продажи группы
товаров, и начальника отдела региональных продаж, директора по продажам.
Профессии
Торговый представитель. Его задача -
заключать договора о поставке мелкооптовых партий товара магазинам, аптекам,
супермаркетам. Желательно наличие своей клиентской базы. А когда она наработана
- способность контролировать и поддерживать ее работу. Личные качества. От этих
людей требуется высокая мобильность, умение договариваться, контролировать
результат. Карьера. Первая ступень - менеджер по продажам, далее работа в
качестве супервайзера (организация и контроль работы нескольких торговых
представителей) или менеджера по продажам.
Мерчендайзер. Загадочное слово,
которое привлекает большинство кандидатов одним только своим названием. На
самом деле, это сотрудники, занимающиеся размещением продукции и рекламных
материалов фирмы в магазинах. Важно, чтобы товар был расположен в удобном месте
и подкреплен рекламными материалами. Размещение товара в магазине - целая
наука. Например, жевательную резинку, небольшие игрушки и другой мелкий товар
лучше размещать у кассы, покупатели охотно его берут на сдачу, а выбор между
"Орбитом" и "Стиморолом" скорее предопределит наличие
рекламы. Личные качества - активность, внимательность вообще и к деталям, в
частности, организованность, самоконтроль. Карьера - руководитель отдела мерчендайзинга,
менеджер по промоушн и рекламным событиям, менеджер по продажам.
Торговые агенты. Деятельность, как
правило, связана с продажей недвижимости или страховых услуг. Если торговый
представитель занимается продажей организациям, то работа агента связана с
продажами непосредственно людям. Личные качества - мобильность,
работоспособность, стрессоустойчивость, умение находить общий язык и понимать
проблемы разных людей, настойчивость. Карьера - менеджер по работе с
корпоративными клиентами, руководитель направления. З/п предполагает, в
основном, проценты от заключенных сделок, иногда небольшой оклад.
Менеджер по оптовым продажам. Работа
заключается в продаже крупных партий товара, например, стройматериалов,
металлопроката, зерна, запчастей и т.д. От менеджеров требуется хорошее знание
и "чувство" рынка, знание участников рынка, ценовой политики,
ассортимента товара и его особенности, умение не столько находить клиентов (их
круг, как правило, ограничен и известен), сколько устанавливать с ними
длительные отношения, умение вести переговоры, просчитывать сделки. Карьера -
бренд-менеджер, начальник отдела продаж. Личные качества: умение создавать и
поддерживать обширную контактную сеть, видеть взаимосвязь между проблемами,
способность понимать проблемы других бизнесов, заинтересованность, умение
формулировать бизнес-предложения, умение видеть альтернативы.
Руководитель направления
(продакт-менеджер) - отвечает за продажи определенной группы товаров, ведет
переговоры с поставщиками, занимается развитием дилерской сети, координирует
работу отдела маркетинга и рекламы по продвижению данных товаров на рынок,
часто проводит сам или организует обучение дилеров по своей группе товаров.
Карьера - руководитель отдела маркетинга, руководитель отдела продаж. Личные
качества: способность прогнозировать, умение вести переговоры, аналитические и
организаторские способности.
Слагаемые успеха
Практически все перечисленные
профессии объединяет одно требование - коммуникативные способности: умение
находить общий язык с самыми разными людьми, способность к длительному
интенсивному общению, понимание других людей. Но не все, кто умеет хорошо
общаться, могут стать успешными агентами или менеджерами по продажам. Мало
просто расположить человека к себе, главное - выполнить задачу - заключить
сделку, добиться результата. И только те, кто проявляют настойчивость и
инициативу, добиваются успеха.