Богоявление (Крещение
Господне)
Праздник Крещения Господня, или
Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским
праздником. Посвящен он крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке
Иордан. Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус начал
просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом
человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве
очищение живой водой, приводящее в жизнь вечную. Поэтому принятие таинства
Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви.
В западной церкви праздник получил
название Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения
Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес
свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса,
подтверждая таким образом Слово Отца.
В церковный календарь праздник
Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством
Христовым (Армянская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции). В IV
веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником
Богоявления сохранилась прежняя дата - 6 января.
У католиков центральным содержанием
праздника Богоявления является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу
языческих королей - магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в
Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в
костелах совершаются благодарственные молебны, Христу как царю приносится в
жертву золото, как богу - ладан, как человеку - мирра. Праздник Богоявления
получил также название Festum magorum (Праздник волхвов), или Festum regum
(Праздник царей) и связывается с поклонением младенцу Иисусу трех волхвов (трех
царей) - Каспара, Мельхиора и Валтасара.
Празднование Богоявления заключается
в посещении торжественной мессы в костеле и семейном ужине после полуночи у
камина с "рождественским поленом". По западной традиции в день
Богоявления совершается не только освящение воды, но также ладана и мела,
которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов:
"К+М+В". Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от
дома и от благополучия семьи, живущей в нем. Мел же хранится весь год, как и
вода у православных. До сих пор сохраняется традиция жечь костры -
"эпифанские огни", освещающие "путь волхвов".
Рождество Христово
2000 лет назад в небольшом городке
Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Богомладенец, Сын Божий.
Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с
тех пор называем Богородицей.
Придя на землю, Он не был встречен
почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех
детей, не было и пристанища - Он родился за городом, в пещере и был положен в
ясли, куда кладут корм для животных.
Первыми гостями божественного
младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о
Рождестве Христовом: "Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем
людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос
Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях".
Пастухи первыми поспешили
поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы
с востока (волхвы - это древние мудрецы). Они ждали, что вскоре должен нa землю
прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.
Волхвы принесли Младенцу дары:
золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю
в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть
(смирной в те далекие времена помазывали умерших).
Но неужели так встречен был
родившийся Христос? Святая церковь поет, что все творение Божие встречало
Спасителя: ангелы принесли Ему пение, волхвы - дары, пастыри встретили
Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария.
Рождество Христово завершает
сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), накануне праздника
соблюдается строгий пост. После Рождества наступают святки - святые дни или 12
дней, в течение которых отмечается праздник.
Старый Новый год
Традиция отмечать Старый Новый год
идет от расхождения юлианского календаря (или иначе календаря "старого
стиля") и григорианского календаря - того, по которому сейчас живет
практически весь мир. Расхождение календарей составляет 13 дней.
Таким образом, в ночь с 13 на 14
января каждый может позволить себе "допраздновать" самый любимый
праздник.
Старый Новый год особенно популярен
в бывших республиках Советского Союза.
Если на Сочельник (6 января)
готовили Богатую кутью, то на Меланки (13 января), день что предшествует
Василию, или же Новому году по старому стилю - Щедрую, которую заправляли
смальцем. Именно поэтому этот вечер и называется Щедрым.
К ужину, как и на Сочельник садится
вся семья. Очень важно, чтобы одежда в этот день была тщательно выстираной и
чистой. После ужина надо обязательно зайти к соседям и попросить один у одного
извинения за возможную вину друг перед другом, чтобы Новый год встретить в мире
и согласии.
Вечер накануне Нового года дает шанс
и тем парням которые потерпели неудачу во время сватанья. Именно в этот вечер
можно сделать вторую попытку. Правда, для этого нужно застать девушку дома, а
это очень тяжело, так как по селу уже ходят девичьи ватаги щедровальников.
Щедровать девчата могли лишь под окнами домов и то лишь ближе к концу Щедрого
вечера, то есть к полуночи.
Особенного внимания заслуживают
девичьи гадания. Что только не делали представители слабой половины, лишь бы
узнать, что же готовит им капризная судьба. Попробуйте, хотя бы такое: перед
сном положите под подушку гребешок, при этом приговаривая: "Суженый мой
ряженый, расчеши мне голову!" Тот, кто во сне будет чесать голову, тот и
будет Вашим суженым. Если выйти на двор в полночь, то можно почувствовать, как
новый год прогоняет старый. В первый день Нового года наиболее распространенным
был, и сейчас остается, обряд посевания. Считается, что этот обряд пришел к нам
еще из дохристианских времен, ведь наши пращуры встречали Новый год не зимой, а
весной и потому обряд посевания связан с надеждами на добрый урожай. Посевали
большей частью дети, причем щедрее всех одаривали тех, кто пришел в дом первым.
Существовали, кроме посевателей-одиночек, целые посевальничьи группы. В таком
случае этот интересный обряд превращался в настоящий спектакль, где главными
действующими лицами были Василий, Меланка, цыган и др.
Святое Богоявление
(Крещение Господне)
Праздник Крещения Господня - один из
самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко
временам апостолов. Древнее название праздника - "Епифания" -
явление, или "Теофания" - Богоявление, также его называли
"праздник Светов", "Святые Светы" или просто
"Светы". Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет
Неприступный.
Все четыре Евангелия свидетельствуют
об этом. "И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и
крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн
разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с
небес: "Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мк.
1,9- 11).
Слово "крещаю",
"крещу" означает по-гречески "погружаю в воду". Нельзя
понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального
значения воды в Ветхом Завете. Вода - начало жизни. Именно из воды,
оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды
- там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать - как водою великого
потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.
Крещение Иоанново было символическим
и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека,
кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам
Иоанн восклицал: "Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин,
наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет
крестить вас Духом Святым" (Мк. 1, 7-8).
И вот к нему приходит Иисус из
Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его,
говоря: "Мне надобно креститься от Тебя, и ТЫ ли приходишь ко мне?"
Но Иисус сказал ему в ответ: "Оставь теперь; ибо так надлежит нам
исполнить всякую правду" (Мф. 3, 14-15).
После Крещения Христа крещение для
людей уже не просто символ очищения.
Здесь Иисус явил Себя миру как
Христос, Сын Божий. "Я видел, я свидетельствую: Он - Избранник
Божий", - подтверждает Иоанн Креститель. ("Мессия" по-еврейски -
то же, что по-гречески "Христос", то есть "Помазанник
Божий"). Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы.
Теперь каждый окрещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим
ученикам "Идите, научите все народы, крест их во имя Отца и Сына и Святого
Духа" (Мф. 28, 19).
Крещение - это начало восстановления
первоначального образа Божьего в падшем человеке. Великая тайна, совершаемая в
крещении, достигает сознания не сразу. Крещение делает нас "единой
отраслью" со Христом, как бы прививает нас к Нему. В воде крещения, источнике
новой жизни, человек умирает для греха и воскресает для Бога. Но чтобы подлинно
осуществить свое крещение, то есть стать образом Христа, нужна вся жизнь.
Крещение, или Богоявление,
празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю. Накануне праздника,
18 января установлен строгий пост.
В память того, что Спаситель Своим
Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в
храмах, в самый же праздник Богоявления - в реках или других местах, где берут
воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных
водоемов.
Пасха
Событие Воскресения Христова -
величайший христианский праздник. Это есть праздников Праздник и Торжество из
торжеств, знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного
и освященного Господом Иисусом Христом. Праздник этот называется еще Пасхою, то
есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти - к жизни и от
земли - к Небу.
Вот как это было:
По прошествии субботы, ночью, на
третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего
Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое,
преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой
печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того,
охраняли пустой гроб. Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел
Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на
нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на
страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от
страха, разбежались.
В этот день (первый день недели),
как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина,
Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взяв приготовленное
благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так
как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует
мироносицами). Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и
вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и
говорили между собою: "Кто отвалит нам камень от двери гроба?" Камень
же был очень велик.
Мария Магдалина, опередив остальных
женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария,
увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и
говорит: "Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его".
Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина
последовала за ними. В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с
Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда
остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне. Ангел,
обращаясь к ним, сказал: "Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса
распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите,
посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам
Его, что Он воскрес из мертвых".
Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не
нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде,
сидящего справа от места, где был положен Господь; их объял ужас.
Ангел же говорит им: "Не
ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот
место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который
своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там
вы Его увидите, как Он сказал вам". Когда же женщины стояли в недоумении,
вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе
преклонили лица свои к земле.
Ангелы сказали им: "Что вы
ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он
говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит
быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день
воскреснуть".
Пасхальная служба начинается в
полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и
ликования. Вся она - торжественный гимн Светлому Христову Воскресению,
примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.
Праздник Пасхи каждый год
совершается в разные числа месяца и время его празднования
"переходит" по своей дате, но всегда приходится на воскресный день.
Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Пасха,
Вознесение и Троица) тоже меняют свою дату и называются переходящими или
подвижными. Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение,
Сретенье и др.) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.
Троица (День Святой
Троицы)
После вознесения Иисуса Христа
наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У
евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства.
Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими
верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме.
Был третий час дня, по еврейскому
счету часов, то есть, по-нашему - девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба,
как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились
ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на
каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных
языках, которых прежде не знали.
Так Дух Святой, по обетованию
Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал
апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел
же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и
согревать души.
В Иерусалиме в это время было много
евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали
проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так
подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать:
"Что же нам делать?" Петр ответил им: "Покайтесь и креститесь во
имя Иисуса Христа для прошения грехов; тогда и вы получите дар Святого
Духа".
Уверовавшие во Христа охотно приняли
крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом,
начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.
Сразу после Божественной литургии,
совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа
Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклоненные молитвы, о
ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия
(молитва коленопреклоненная после сугубой ектении).
Святая Церковь молится о даровании
благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам и
братиям нашим и прочим сродникам по плоти, чтобы и они устроились быть
участниками Царства Славы в стране живых... "зане ни един есть чист пред
Богом от скверн, ниже аще един день живота его есть" (молитва
коленопреклоненная после "Сподоби, Господи, в вечер сей").
Православные христиане в этот день
украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами.
Обычай этот идет еще от
Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу
в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей
получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в
то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.
В праздник Троицы вспоминают и
явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм
напоминает и ту дубраву.
А еще цветущие ветви напоминают нам
о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами
добродетелей.
Первый Спас – Маковия
14 августа отмечают праздник
вынесения честных древ Животворящого Креста Господнего, или, как его называют в
народе, - Маковия, или Первый Спас. В церквях вспоминают семь братьев-мучеников
Макавеев и их мать Соломию, которые погибли за христианскую веру.
А по украинской легенде, именно на
Маковия в 988 году князь Киевский Владимир Великий принял христианство.
Накануне Маковия нужно приготовить
"маковийский цветок" - это букет, который состоит из многих растений
- мяты, чебреца, календулы. Причем каждое растение имеет свое, присущее лишь
ему магическое значение. Потом все растения вместе с несколькими головками мака
освящаются в церкви.
В давние времена освященный мак
весной рассеивали на огороде, а засушенные цветы девушки вплетали в волосы -
"чтобы не выпадали".
Этот праздник еще называют Медовым,
или Спасом на воде. На Маковия освящают колодцы, источники. Все обрядодействие
сопровождается музыкой и танцами, несмотря на то, что с Маковия начинается
Успенский пост, который будет длиться до 28 августа.
Традиционная обрядовая еда в этот
день - печеные коржи с маком и медом. Первый Спас считается детским и девичьим
праздником, поэтому молодежь старается не работать. Именно на Маковия начинают
улетать в теплые края первые птицы.
Преображение Господне
Чтобы явить Своим ученикам эту
Небесную духовную славу, которая последует за временными страданиями, Господь
преобразился перед своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор -
лицо Его просияло как солнце, одежды сделались белы, как свет.
Явились два ветхозаветных пророка -
Моисей и Илия - и беседовали с Господом о Его близком отшествии. Их осенило
облако, и из него раздался глас: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже
благоволих, Его слушайте".
Празднованием Преображения Господня
Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества
в лице Иисуса Христа. Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих
учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые
должны были постигнуть их в мире.
Праздник Преображения Господнего
принадлежит к 12 наибольшим православным праздникам. В народе этот день
называют Вторым Спасом.
Это традиционный праздник урожая. В
этот день в церквях освящают плоды земли, то есть яблоки, груши, сливы и др.
Наибольшей популярностью и почетом пользуются яблоки, даже существует еще и
третье название праздника "Яблочный Спас". Освящения яблок больше
всего ждут матери, у которых умерли дети, и дочери, у которых умерли матери,
так как по легенде яблоки им можно употреблять только после Спаса.
В особенности готовятся к этому дню
пасечники. Им надо освятить ульи, угостить медом соседей, особенно сирот и
немощных.
День святителя Николая
Чудотворца
Православные христиане отмечают
праздник в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца -
одного из самых почитаемых на Руси и во всем православном мире святых.
Святитель Николай жил в III-IV веках
и прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют
Николаем Угодником. Христиане верят, что и по сей день он совершает множество
чудес в помощь молящимся ему людям. Кроме того, святой Николай считается
покровителем всех странствующих.
Он родился в городе Патаре в Малой
Азии (ныне - территория Турции) в семье благочестивых родителей и стал
священником, а затем и епископом города Миры Ликийские.
Церковное предание сохранило
свидетельства не только чудес, совершенных святым Николаем, но и его
необычайного милосердия. Так, когда один ранее богатый человек задумал для
спасения семьи от голода "отдать на блудодеяние" трех своих взрослых
дочерей, святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно
три мешочка с золотом.
Совершая паломничество в Иерусалим,
Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил
разбушевавшееся море. По его молитве ожил матрос, упавший с мачты и разбившийся
насмерть. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно
осужденных корыстолюбивым градоначальником.
Несмотря на великую кротость духа,
Николай, согласно тексту его жития, был ревностным воином Церкви Христовой. Он
обращал в прах языческие капища и сокрушал идолов. А на 1-м Вселенском Соборе в
325 году святитель в пылу обличения даже ударил по щеке еретика Ария.
Святитель Николай скончался в
середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого
сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось
множество людей. В 1087 году в связи с угрозой нашествия мусульман мощи Николая
Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и
поныне.
Примечательно, что во имя святителя
Николая Чудотворца был крещен в 866 году Киевский князь Аскольд - первый
русский князь-христианин. А над могилой Аскольда в Киеве святая княгиня Ольга
построила первый в Русской Церкви храм в честь святителя Николая.
Прощеное воскресенье
В этот день в церквях на литургии
читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении
обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного,
о посте, и о собирании небесных сокровищ.
Сообразно с этим Евангельским чтением,
христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения
грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с
враждующими.
Это первый шаг на пути к Великому
посту. Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным Воскресеньем.
Масленица (Начало
масленичной недели)
Масленица - праздник, сохранившийся
с языческих времен. Отмечается в течение недели перед Великим постом.
Обычай праздновать Масленицу берет
свое начало с древнейших времен - с греческих и римских вакханалий и
сатурналий. Славяне-язычники тоже справляли в этот период весенний праздник -
встречу весны и проводы зимы. В народе Масленица всегда была веселой порой.
Считалось, что тот, кто откажется ее праздновать, будет жить "в горькой
беде и худо кончит".
Отмечать Масленицу было принято
катанием на санках с ледяных гор, зажиганием костров. Ну и конечно, в Масленицу
принято печь блины, ведь блин - символ солнца.
Масленица начинается в понедельник,
который называется "встреча". В этот день встречают Масленицу,
наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.
Вторник - "заигрыши".
Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки.
Среда - "лакомка". В этот
день зятья приходят на блины к тещам.
Четверг - "разгул", самый
веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песн поют, начинают колядовать.
Пятница - "тещины
вечерки". Теперь уж зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.
Суббота - "золовкины
посиделки". Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день
сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по
полю, чтобы был хороший урожай.
Последний день Масленицы -
"прощеное воскресенье", или "проводы". Заканчивается
гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод
уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят.
Простить надо обязательно, а если
обида велика - сказать: "Бог простит".
|