Как и любая другая сфера
профессиональной деятельности, связи с общественностью (PR) обусловлены
необходимостью соблюдения требований к ним общества, т.е. чтобы PR-мероприятия
не ущемляли права и интересы как отдельных граждан, так и общества в целом.
В своей работе PR-специалисты
руководствуются законами, а также выполняют требования и нормативные положения
непосредственно своих организаций.
Профессиональное поведение в любой
сфере деятельности определяется знаниями основ профессии, приобретенными обычно
в процессе обучения. Но не всегда PR-специалистами становятся в вузе, нередко
PR-деятельностью занимаются люди, склонные к аналитической работе, журналисты,
имеющие навыки общения. PR-специалист должен обладать не только
профессиональными и деловыми навыками, но и личными качествами. И чем больше он
их имеет, тем больше у него шансов стать эффективным и преуспевающим
работником. При подборе персонала в PR-отдел следует использовать следующие
перечни оценочных качеств будущего персонала.
Персональные
(личностные) качества эффективного PR-специалиста
- Общительность.
Работник должен получать удовольствие, выражая свои мысли в устной или
письменной форме. Он должен обладать способностью общаться с самыми
разными людьми, поэтому умение адаптировать свой подход и язык является
фундаментальным.
- Творческие
способности. В любой проект, в любую программу следует внести элемент
творчества, новизны, благодаря чему они ярко будут выделяться на общем
фоне.
- Организованность.
PR-специалисту обычно приходится работать одновременно над несколькими
проектами, с разными людьми, консультантами, поэтому необходимо уметь
составлять и использовать рабочие расписания, чтобы успевать выполнять всю
работу вовремя. Организованный подход к работе - дополнительное
преимущество.
- Способность
к обучению. Желание и способность к постоянному обучению на работе - залог
продвижения по карьерной лестнице.
- Спокойствие
под давлением. Стресс свойствен многим профессиям. Порой давление создается
самостоятельно, если работник постоянно стремится к совершенству, иногда
его вызывают внешние силы, если произошел кризис. Независимо от
обстоятельств и источника работник должен обладать способностью
действовать эффективно под любым давлением.
- Уверенность.
Уверенность порождает доверие. Проблема только в том, что настоящая
уверенность приходит с опытом, и часто требуется проработать много лет,
прежде чем работник сможет давать компетентные советы и рекомендации.
- Настойчивость.
Хороший PR-специалист никогда не бывает агрессивным или пассивным.
Здоровая настойчивость поможет выполнить работу более эффективно.
- Честность.
PR-специалист несет ответственность за сохранение истины, от этого зависит
его репутация в коллективе.
- Чувство
юмора. Чувство юмора помогает налаживать процесс общения и избегать
взрывоопасных ситуаций.
Профессиональные и
деловые навыки эффективного PR-специалиста
- Основы
PR. Важно усвоить основы PR в самом начале карьеры. Введение в должность,
инструктаж, наставления старших коллег и приобретенный на работе опыт
помогут овладеть этими основами.
- Навыки
планирования и оценки. Они имеют ключевое значение для того, чтобы сделать
PR подотчетным и измеримым.
- Навыки
письма. PR-специалисту обязательно придется заниматься написанием
пресс-релизов, отчетов, речей, писем и т.д. Безграмотный пресс-релиз может
послужить поводом для критики в адрес организации. Для выпуска
корпоративных изданий (газета, журнал, брошюра) PR-специалисту необходимы
базовые знания полиграфии, чтобы сделать выбор варианта издания более
профессиональным.
- Презентационные
навыки. Необходимо проведение большого количества презентаций, встреч,
конкурсов, где работник должен уметь выступать, делать объявления и т.д.
- Навыки
общения со СМИ. Практика общения со СМИ позволяет добиваться освещения
информации и успешно проводить интервью. Специалист должен быть
компетентным для того, чтобы провести пресс-конференцию или участвовать в
ней.
- Навыки
общения с ПК и электронными средствами коммуникации. PR-специалист должен
быть хорошо знаком со всеми новыми достижениями информационных технологий,
которые воздействуют на то, как мы общаемся друг с другом.
- Управление
репутацией. В каждом определении сути PR на первое место ставится
репутация. PR-специалисты должны понимать важность репутации, а также то,
как создается репутация, какое место она занимает в корпоративном
балансовом отчете и как ее можно потерять.
- Управление
проектами. Большинство PR-программ состоят из нескольких частей, и
PR-специалисту необходимо обладать навыками управления проектами, чтобы
укладываться в намеченные сроки и выделенный бюджет.
- Знание
бизнеса. В любой отрасли народного хозяйства существуют свои особенности,
и специалисту необходимо иметь четкое представление о том, что является
наилучшей практикой в его области.
PR-отдел
Министерство труда и социального
развития Российской Федерации постановлением № 59 от 28 июля 2003 г. учредило
новую профессию "связи с общественностью". Этим постановлением было
внесено дополнение в раздел I "Общеотраслевые квалификационные характеристики
должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и
организациях" Квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и других служащих. На основании квалификационных характеристик
"Заместитель директора по связям с общественностью", "Менеджер
по связям с общественностью", "Начальник отдела по связям с
общественностью" и "Специалист по связям с общественностью",
изложенных в Квалификационном справочнике должностей руководителей,
специалистов и других служащих, можно составить Положение о PR-отделе и
должностные инструкции работникам отдела. Конкретные функции отдела зависят от
профиля и масштабов деятельности организации; от необходимости организации в
эффективном PR и значения, придаваемого PR ее руководством.
Функционально работа по
корпоративным PR может делиться между двумя службами в организации: управлением
персоналом и PR-службой. Менеджеры по работе с персоналом обладают ценнейшей
информацией о каждом сотруднике и с самого начала ориентируют новичков на
принятые в организации правила. Сотрудники PR-отдела выполняют организационную
и информационную функции, т.е. занимаются организацией встреч и собрании,
планированием и организацией всевозможных внутренних PR-акций, выпуском
корпоративной газеты или журнала. Начинать работу по организации отдела или
PR-службы надо с разработки комплекса мероприятий и создания команды, способной
реализовать намеченные планы.
В состав PR-отдела должны входить
начальник отдела, специалист по созданию и распространению оперативной
информации, специалист по социологическим исследованиям, менеджер по
специальным проектам, специалист по работе с Интернет,
секретарь-делопроизводитель.
Если организация ограничена в
финансовых ресурсах и масштабах предполагаемой деятельности, то штат
сотрудников отдела может быть сокращен за счет совмещения функций. Четко
рекомендовать единую схему построения PR-отдела нельзя: надо принимать во
внимание сложившиеся корпоративные структуры и разделение между ними функций,
менталитет руководства и многие другие факторы.
В обязанности начальника PR-отдела
должно входить: 1) формулирование целей или определение задач для PR-действий;
2) оценка рабочего времени и других ресурсов, затраченных на эти операции; 3)
определение приоритетов, которые будут влиять на выбор групп общественности,
время проведения PR-действий, а также лучшее использование рабочей силы и
остальных ресурсов (например, оборудование); 4) определение выполнимости
заявленных задач с учетом имеющихся фондов персонала и оборудования.
Для эффективного взаимодействия
руководства компании с PR-службой необходимо, чтобы руководитель PR-отдела: o
был компетентным профессионалом-практиком; o создавал в организации внутренние
коммуникации, знал каждого члена коллектива и вызывал у всех доверие; o кратко
информировал руководство высшего уровня о предстоящих интервью, выступлениях,
мероприятиях общественного характера; o руководство должно поддерживать информированность
начальника PR-отдела.
Перед PR-отделом должны стоять
следующие основные задачи, представляющие весь спектр функций PR-деятельности:
- сформировать
и поддерживать соответствующий имидж организации и деятельности персонала;
- выявлять
мнение персонала путем социологических исследований и доводить эту
информацию до руководства организации;
- консультировать
руководство по коммуникационным проблемам, их решениям;
- информировать
работников о кадровой политике компании с целью достижения максимального
знания и понимания;
- совершенствовать
корпоративную культуру компании;
- организовывать
и координировать специальные мероприятия;
- создавать
корпоративные издания, привлекая специалистов в данной области.
Для эффективного взаимодействия с
остальными членами организации начальник PR-отдела должен быть позиционирован в
структуре организации таким образом, чтобы он был подотчетен руководству
высшего уровня, и работать со всеми отделами.
Организация PR-деятельности
предполагает использование внешних консультантов. Внешнее консультирование
предпочтительно в следующих случаях:
- работы
немного и она проводится эпизодически, что делает наем постоянного
сотрудника на полный рабочий день невыгодным;
- в
работе предполагается "пиковая" загрузка и временно требуются
PR-специалисты;
- необходимость
временной замены штатного сотрудника или помощи ему в "пиковые"
периоды;
- внешний
консультант располагает опытом, которого нет у штатных работников.
Например, студия Twin рх design по
итогам победы в тендере юридической компании "БИКАР" разработала
фирменный стиль и новый сайт заказчика. Прежний интернет-ресурс
"БИКАР" перестал удовлетворять требованиям компании, а фирменного
стиля не было вовсе. Специалисты Twin рх design разработали логотип,
персональные и корпоративные визитные карточки, бланк, факс, конверты для писем
С4 и Е65. Как утверждают в студии, концепция дизайна полностью соответствует
пожеланиям заказчика. Как говорится в подготовленном ее сотрудниками
пресс-релизе, легкость надписи и твердость знака, включающего вензель,
двухстороннюю букву "Б", отразили не только название компании, но и
стабильность качества ее обслуживания. Но в таком привлечении фирм есть ряд
недостатков: меньшая оперативность, необходимость доверять информацию об
организации сторонним специалистам, меньшая их погруженность в дела
организации, а следовательно, меньшая заинтересованность. Реализация
рекомендаций и предложений внешних консультантов часто натыкается на
сопротивление работников организации. Также услуги высоко профессиональных
внешних консультантов стоят достаточно дорого. Поэтому приходится
организовывать свое самостоятельное PR-подразделение (отдел, сектор, центр и
т.д.).
|