Продавцы - связующее звено не только
между товаром и покупателем, но и... с кошельком предпринимателя. Ведь, в
большинстве случаев, от них зависит количество продаж и приобретенных новых
клиентов. Но поскольку профильного образования у продавцов - работников на
индивидуальных предпринимателей, чаще всего, нет, то и ошибок при общении с
покупателями, даже у самых старательных из продавцов, допускается немало.
Ошибка 1. Вы так
смотрите, или брать будете?
Начало разговора с фраз "что
вас заинтересовало" или " я вам могу помочь?" воспринимается
многими покупателями, особенно робкими и неуверенными в себе, на
подсознательном уровне как "я должен как-то оправдать свое присутствие, и
что-нибудь купить". И если человек еще не уверен, что он что-то купит
именно здесь, то в большинстве случаев он почувствует дискомфорт, потом
развернется и уйдет. Впрочем, молчать и игнорировать покупателя в подобной
ситуации тоже нельзя. Лучше всего начать безличный разговор с привлечения
внимания к заинтересовавшему товару. Попробуйте понять, что именно надо
покупателю - так проще начать разговор. Например:
"Эти брюки прекрасно ложатся по
фигуре, не вытягиваются в коленях и не деформируются при стирке" или
"Это модель телефона - одна из
самых надежных, зарядку он держит 5-6 дней" и т.д. Главное, чтобы
сообщение было информативным, конкретным и не банальным, не несло излишних
эпитетов (например: "это самые лучшие джинсы"), потому что доверие
такое начало разговора не вызовет, и не содержать негатива ("ткань здесь слишком
тонкая, но летом будет не жарко"). В общем, не так сложно продумать, какие
достоинства у товара, и именно к этим достоинствам мягко привлечь внимание
покупателя.
Ошибка 2. Не хвалить,
не хулить
Уловка принижения одного товара и
восхваление другого часто активно используется продавцами. Иногда успешно. Но
чаще - нет. Многие покупатели, узнав, что один из товаров некачественный, либо
начинают негативно относиться ко всем товарам, представленным в торговой точке,
либо воспринимать дальнейшие слова продавца с недоверием. Когда покупатель не
может выбрать между двумя товарами, гораздо полезнее не ругать один из них, а
задать покупателю критерий выбора. А заодно можно похвалить все представленные
товары, еще раз подчеркнув достоинства вещи, заинтересовавшей покупателя.
Если цена на товары, между которыми
покупатель никак не может сделать выбор, отличаются, и значительно, обязательно
нужно как-то обосновать это отличие, чтобы покупатель понимал, за что он
переплачивает. Главное, чтобы дополнительное преимущество товара не было
связано с его качеством или отсутствием неудобств. Еще хорош прием - так
называемая "вложенная оценка" - ненавязчивое сравнение или ссылка на
авторитетное мнение. Сравните: "этот салат хороший" (прямая
рекомендация) и "этот салат хорошо берут" (вложенная оценка).
Ошибка 3. «Чего-то
хочется, кого не знаю»
Зачастую сверхобщие вопросы
покупателя, как "что можно подарить женщине?" или "какие
фотоаппараты хорошие?" и т.д. обозначают то, что он абсолютно не
ориентируется в нужном ему товаре, и он будет ходить от одной торговой точке к
другой до тех пор, пока у него не появится представление о товаре и цене на
него. Здесь задача продавца - дать покупателю краткую консультацию по
интересующему его товару и помочь разобраться, какой из представленных вариантов
товара будет для него оптимальным. Причем сделать это доступно, кратко и не
обидно - ибо мало кто любит признаваться в своей некомпетентности.
После того, как продавец и
покупатель разобрались, что именно нужно, а покупатель все равно собрался
уходить, простимулировать его на покупку можно , например, сказав, что на
нужный ему товару вас самые лучшие в округе цены, что как первому покупателю,
вы готовы сделать ему небольшую скидку, и т.д. Этим увеличивается вероятность
того, что, походив по другим торговым точкам, он вернется, и сделает покупку.
Не стоит слишком долго уточнять все
детали, подробно рассказывать о каждом из представленных товаров и перегружать
покупателя информацией и терминами.
Ошибка 4. «Не нравится
- не бери!»
В ситуации, когда покупатель
почему-то незаслуженно критикует товар, оправдываться, на словах доказывая, что
товар хороший - бесполезно. Тем более не говорите "не нравится - не
берите" - в этом случае точно не возьмет. Более правильно в данной ситуации
максимально вежливо, и доброжелательно выслушать претензии покупателя, а когда
тот "спустил пар", перевести разговор от обсуждения качества товара к
более нейтральной теме, например - к тому, где и для каких целей этот товар
будет использоваться. Ненавязчиво корректируя представление клиента о качестве
товара, вновь возвратить разговор к товару, наглядно доказывая его качества и
преимущества. Уместно будет рассказать о сертификации товара, о гарантии, если
таковая имеется, или сослаться на мнение людей, уже пользующихся этим товаром.
Конечно, эти "рецепты" не
является универсальными. Нередко человек критикует товар не потому, что тот
вызывает у него какие-либо вопросы или он желает, чтобы его убедили в обратном,
а спорит просто ради спора – ну плохое сегодня у него настроение. Но даже в
этом случае, если вежливо и доброжелательно принять его позиции, и если этот
товар нужен ему в принципе, то он, с большой вероятностью, купит его именно у
вас.
Источник: http://potrebportal.ru |