Практически каждый человек не
единожды за свою жизнь сталкивается с проблемой поиска нового рабочего места. И
когда наконец попытки увенчаются успехом, большинство соискателей чувствуют
огромное облегчение — все перипетии позади. Но психологи не советуют
расслабляться и впадать в эйфорию на этом этапе, поскольку впереди не менее
сложная задача — влиться в коллектив и пережить испытательный срок.
Перед знакомством с новыми
сотрудниками мандражирует каждый, независимо от его опыта и квалификации. Особо
впечатлительные люди испытывают настоящий ужас от одной только мысли о том, что
попадут в устоявшийся коллектив. Мучения перед "большим походом" на
работу, где полностью устраивает и зарплата, и начальство, и даже месторасположение
офиса, это размышления о том, как примут меня старожилы. И эти переживания не
давали спокойно спать всю ночь накануне первого трудового дня, в голове
выстраивался целый план: как стоит себя вести, чего попытаться избежать, как
себя преподнести.
Спокойствие, только
спокойствие
Психологи, постоянно сталкивающиеся
с проблемой адаптации в коллективе, считают, что главное для новичка —
успокоиться и попытаться преодолеть вполне объяснимый стресс. Впрочем, все
может оказаться совсем не страшным. Например, моей приятельнице первые дни на
новом месте запомнились как безоблачное времяпрепровождение, когда можно было
спокойно познакомиться с людьми и обязанностями, никто ничего не требовал; это
уже потом ей пришлось крутиться как белке в колесе. Но столь приятные
воспоминания скорее исключение, нежели правило. Для большинства новобранцев
первая трудовая неделя ассоциируется с кошмаром, поскольку еще непонятно, к
чему приложить свои умения и у кого искать поддержки.
Чего бы вам ни обещало на предварительном
собеседовании руководство компании, от испытательного срока никуда не денешься.
Его длительность на предприятиях варьируется от одного до трех месяцев (за
рубежом "экзамен" могут растянуть до полугода). Задача номер один для
работника — как можно быстрее адаптироваться в новых условиях. Если в это время
звезды будут благосклонны к нему, он успеет найти общий язык с коллегами.
Заметьте, прежде всего мы обращаем внимание не на профессиональный аспект, а на
психологический — в течение первого месяца душевный комфорт новичка зависит
отнюдь не от трудовых подвигов, а от его умения ладить с людьми. Проблемой
становится тот факт, что человек пытается влиться в давно и крепко спаянный
коллектив. Жизнь пришедшего недавно специалиста станет гораздо легче, если его
возьмет под свое крыло непосредственный начальник или HR-менеджер. Другое дело,
когда компания новая: здесь все находятся в равном положении и отношений
"старичков‑новичков" нет в принципе. Во
всех остальных случаях коллектив живет по уже сложившимся за время
существования организации законам. Главное — понять их и случайно не нарушить.
И еще одно — не нужно слишком
волноваться. Важно просто понять, что в один день всего запомнить не удастся и
принимать это как данность. Не стоит усугублять и без того стрессовую ситуацию.
Прикинься серой мышкой
По единодушному мнению
бизнес-тренеров, самым значимым для новичка является начальный этап. С первой
минуты появления человека в коллективе закладывается основа его будущих
отношений с коллегами. Именно эта стадия определяет, как к нему будут
относиться все время его работы в данной организации. И в первую очередь
оценивают по человеческим качествам, уровень профессионализма будут обсуждать и
взвешивать позже. По сути, первый день на новом месте не является рабочим. Это
время знакомства: с коллегами, с основными обязанностями, с помещением — вплоть
до того, где находится столовая, важные службы, офисная техника.
На этом этапе новый специалист
должен обратить внимание на детали, которые сыграют решающую роль при
составлении мнения о нем. Начинается этот "детальный" список с
одежды. Постулат о том, что встречают по одежке, еще никто не отменял. Как
должен быть одет новичок? От него требуется, чтобы его внешний вид всего лишь
никого не раздражал — не стоит выделяться ни оригинальностью расцветки, ни
вызывающими зависть супермодными нарядами, ни любовью к потрепанным вещам.
Часто в компании действуют табу на некоторые виды одежды, например многим
руководителям не нравится, когда сотрудники появляются на работе в джинсах.
Неплохо было бы осторожно расспросить старых работников об этих правилах и
следовать им. Хотя бы на первых порах.
Принцип "не выделяться"
(или, точнее, "не высовываться") уместен также в общении.
Специалисты, которые занимаются адаптацией новых работников, советуют
подопечным побольше слушать и поменьше говорить. Даже если новичку с ходу
хочется улучшить работу коллектива, потому что он точно знает, как это сделать,
поначалу предпочтительнее не лезть со своим уставом в чужой монастырь. Вас
просто посчитают выскочкой и не одобрят вашего скороспелого радения за
компанию. Да и, кроме того, зачастую креативность ценят ниже исполнительности.
Какой сотрудник удобен для начальства? Трудоспособный, покладистый, терпеливый.
Вот и соответствуйте этому идеальному портрету. Для новичка гораздо важнее во
время "экзамена" попытаться показать себя частью единой команды. А
для этого не помешает проникнуться корпоративным духом и узнать, как общаются
друг с другом коллеги, кто является неформальным лидером в коллективе.
Серый кардинал
Определить неформального лидера
важно из нескольких соображений. Поняв, кто негласно рулит коллективом,
попытайтесь сблизиться с этим человеком и заручиться его поддержкой. Как это
сделать? Легко, с учетом того, что поначалу у новичка возникает немало
вопросов. Оставить выяснение всех непонятных моментов на потом было бы большой
ошибкой — лучше задать свои "как?" и "почему?" в первые дни
работы, чем через месяц пребывания в компании. Если к сотруднику не прикрепляют
куратора, его задача — самому выбрать неофициального наставника. Этим гуру и
может стать неформальный лидер. Во‑первых, это поможет несколько сблизиться с местным авторитетом. Во‑вторых, проявляя интерес, вы
продемонстрируете, что цените свою работу и готовы учиться. А чтобы не забыть
ничего, записывайте в блокнот, иначе, спрашивая каждый раз об одном и том же,
произведете впечатление бездаря и тупицы. И не притворяйтесь всезнайкой — со
стороны хорошо видно, что вы делаете не так.
Наверняка в каждой компании найдутся
сотрудники, которые сделают вид, что не замечают новоприбывшего. Успокойтесь и
постарайтесь не обращать на них внимания — угодить всем сразу невозможно.
Спокойно переждите — рано или поздно недоброжелатели привыкнут и перестанут
воспринимать вас настороженно. По мнению специалистов, это продлится максимум
полгода. Именно столько времени требуется, чтобы человека окончательно и
бесповоротно признали в коллективе своим (конечно, если ваши профессиональные
качества не вызовут нареканий у окружающих).
Не спешите стать "своим в
доску", чтобы не превратиться в мальчика на побегушках, полезного для всех
и каждого, — потом от ненужных обязанностей избавиться будет сложно. HR‑специалисты рекомендуют сразу четко
определить собственные должностные обязанности (этот момент нужно обсудить во
время интервью при устройстве на работу). И если в течение первой недели вы
поймаете себя на мысли о том, что занимаетесь никому не интересной ерундой,
проявите настойчивость в разговоре с начальством. Дадите слабину — потом не раз
пожалеете об этом.
Вне конфликтов
Поскольку ваши коллеги работают бок
о бок уже не первый год, наверняка в компании не обходится без интриг. Почти
везде есть любители посплетничать. Не позволяйте втягивать себя в эти
подковерные игры. Избежать появления сплетен можно, всего лишь не вынося свою
личную жизнь на обсуждение перед первым встречным. Даже если вы очень
общительны, старайтесь не откровенничать с не знакомыми пока людьми. Хотя
полностью замыкаться в себе тоже не стоит: тактичность и дружелюбие — то, что
вам нужно. Прежде чем злословить о других, подумайте о том, что рано или поздно
сказанные вами слова могут дойти до обсуждаемого. Опытные HR‑специалисты советуют сразу дать
понять сплетникам, что дрязги вас не интересуют.
А уж если дело в компании дошло до
соперничества нескольких групп, будьте настороже: обе стороны наверняка
постараются перетянуть вас к себе. Соблюдайте нейтралитет и присмотритесь к
группировкам и их взаимоотношениям. Решение можно принимать только тогда, когда
мотивы всех сторон понятны.
Еще об одном правиле не стоило бы
упоминать, если бы оно не нарушалось сплошь и рядом. Я имею в виду такую
очевидную вещь, как пунктуальность. Казалось бы, то, что установленный рабочий
график обязателен для соблюдения, даже не обсуждается. На самом деле чаще
происходит иначе: видя, что большинство сотрудников считают вполне допустимым
опоздать на работу или уйти пораньше, новичок начинает подражать им. И зря. У
меня есть знакомый, который в первый месяц работы в новой компании стал рекордсменом
по опозданиям. В день получения зарплаты он был неприятно удивлен выданной ему
суммой — выяснилось, что каждое опоздание обошлось ему в 10 $. Теперь он
появляется в конторе за четверть часа до начала рабочего дня. В общем, что
позволено Юпитеру, не позволено быку.
Чтобы не попасть впросак, особенно в
самый первый рабочий день, вспомните, как долго вы добирались на собеседование.
Высчитайте время, необходимое на дорогу, и оставьте еще несколько минут в
запасе на непредвиденные обстоятельства. Даже если вы перестраховались и
появились на работе слишком рано, посидите в тишине, успокойтесь, полистайте
какие‑нибудь документы, выпейте чашечку
кофе.
Помоги себе сам
- В первое время на новой работе
снять напряжение поможет погружение в родную среду. Во многих офисах
сотрудникам не запрещают размещать на столе семейные фотографии, комнатные
растения, приятные мелочи. Эти безделушки скрашивают бездушность рабочего
места, делают его более приятным и комфортным.
- Наверняка руководитель захочет
представить вас остальным членам коллектива. Подготовьте небольшую
вступительную речь, в которой расскажете новым коллегам о том, чем вы
занимались прежде и что намерены делать сейчас.
- Постарайтесь узнать, не было ли
еще претендентов на занятое вами место. Если это так, то, возможно, к вам будут
относиться с предубеждением, постоянно сравнивая с другим специалистом и
выискивая ошибки в вашей работе.
- Будьте осторожны со служебными
романами. Если решите пококетничать с представителем противоположного пола,
сначала убедитесь, что никто из сотрудников компании не имеет на него видов.
Предпочтительно общаться со всеми ровно независимо от пола.
- Лучшее место для налаживания
контактов с сослуживцами — столовая и различные мероприятия (начиная с собраний
и заканчивая совместными празднованиями). Ни в коем случае не отказывайтесь
принимать участие в таких событиях, в противном случае за вами закрепится
репутация нелюдима, а приглашать вас на вечеринки перестанут вообще.
- Постарайтесь отпрашиваться с
работы только в крайнем случае. По возможности не берите больничных (пусть с
простудившимся ребенком посидит кто‑то из близких) и не досаждайте просьбами, иначе руководство компании
может поставить крест на сотрудничестве с вами.
- Не занимайтесь в офисе своими
личными делами. На работе — только дело.
Выше головы не
прыгнешь
Как видите, основное внимание мы
уделяем психологическим моментам, не останавливаясь на профессиональном
аспекте. И это не случайно — психологи считают, что не имеет смысла
надрываться, стремясь достигнуть заоблачных результатов в первые недели работы.
Во‑первых, как свидетельствует
бездушная статистика, снижение работоспособности специалистов в течение двух
месяцев на новом месте составляет 60 %. Ведь даже если вы переходите на
должность, аналогичную занимаемой прежде, все равно понадобится время, чтобы
привыкнуть к специфике данной компании. Во‑вторых, руководство обычно не ждет от новичка небывалых достижений.
Каждый имеет право на ошибку, тем более в начале пути. Для вас важнее
определиться с приоритетами в работе и добиваться выполнения пунктов
составленного списка поэтапно.
Трудно самому оценить себя —
поговорите с начальником. Более того, где‑то в середине испытательного срока это нужно сделать в любом случае.
Специалисты по управлению персоналом советуют напрямую спросить руководителя,
оправдываете ли вы ожидания, справляетесь ли с порученными обязанностями.
Вполне возможно, что в этой беседе по душам будут сказаны не самые приятные
вещи. Что ж, если все поправимо, есть время поработать над собой. Если изменить
сложившееся негативное мнение нельзя, значит оставаться в компании нет смысла.
В конечном итоге подобная разведка боем помогает расставить все точки над i.
Замечено, что чаще всего сотрудники
покидают организацию именно в первые месяцы своей работы в ней, просто не
прижившись. Человек начинает мучиться от своей недооцененности и никчемности, и
когда напряжение доходит до критической отметки, он принимает ответственное
решение. Возможно, это и к лучшему. Порой уже в первые дни новичок понимает, что
не все в компании так гладко, как казалось со стороны. Все‑таки испытательный срок существует
не только для того, чтобы работодатель мог убедиться, что претендент подходит
по всем параметрам. Это проверка и для самой организации. И если специалист
уходит, компания теряет гораздо больше, чем несостоявшийся работник.
Если же все прошло без сучка и
задоринки, вас можно поздравить. Но вздыхать с облегчением после зачисления в
штат не стоит — теперь свою состоятельность вам придется доказывать каждый
день.
Источник: http://donbass.ua |